Скончался Борис Штоколов

Борис Штоколов

6 января в 18.45 после непродолжительной болезни остановилось сердце выдающегося певца Бориса Тимофеевича Штоколова, истинного русского баса, творческая биография которого на протяжении тридцати лет была связана с Кировским (Мариинским) театром. Штоколова называли "советским Шаляпиным", но сам он был страстным почитателем великого тенора Энрико Карузо. Борис Тимофеевич до последнего времени поддерживал себя в превосходной вокальной форме и часто выступал с концертами.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии им. Глинки, лауреат престижных вокальных конкурсов - Штоколов получил признание профессионалов и был горячо любим публикой. Но путь в оперный театр для Бориса Штоколова необычен и сложен. Окончил во время войны школу юнг, был ротным запевалой, служил электриком на крейсере, затем был кружок любителей пения. После одного из концертов самодеятельности Уральского военного округа, где выступал Штоколов, юношу вызвал маршал Жуков, присутствовавший на мероприятии: "Молодой человек, - сказал он, - вам надо петь". Именно Жуков направил курсанта Серпуховского военного училища на учебу в Свердловскую консерваторию. Борис Тимофеевич Штоколов окончил консерваторию в 1954 году. В 1959 году, будучи уже зрелым мастером, прекрасно показавшим себя в спектаклях Свердловского театра оперы и балета, он пришел в Кировский театр. На сцене Кировского театра Штоколов создал множество ролей басового репертуара. Навсегда в историю музыкального театра войдут в его исполнении Иван Сусанин ("Иван Сусанин") и Гремин ("Евгений Онегин"), Князь Галицкий ("Князь Игорь") и Руслан ("Руслан и Людмила"), Досифей ("Хованщина") и Борис Годунов ("Борис Годунов").

У Бориса Тимофеевича был обширный концертный репертуар. Без его выступления не обходился ни один торжественный концерт, и всегда появление Штоколова на сцене сопровождалось громом аплодисментов, и всегда наиболее полюбившиеся слушателям произведения он исполнял на "бис". Борис Тимофеевич обладал гибким, глубоким басом, отличающимся особой теплотой тембра и пленительной мягкостью. Вместе с тем, при создании монументальных, героических образов его голос приобретал многогранность психологических оттенков, поражал слиянием интонационной выразительности с драматической глубиной образа. Наиболее выдающиеся партии Штоколова относятся к русскому оперному репертуару. Он говорил: "Русская опера мне ближе по духу. В ней мне близки законы широкой выразительной вокальной мелодии, психологически верная, правдивая интонация. И главное - в ней особенно ярко запечатлены русский характер, колорит, приметы жизни, природы - все, что составляет в самом широком смысле столь дорогое нашему сердцу чувство Родины".

Борис Тимофеевич Штоколов был истинным служителем русского искусства, одним из ярчайших артистов в плеяде русских басов, одним из титанов в истории оперного театра ХХ века.

Пресс-служба Мариинского театра

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама