В Казани — ветер перемен!

В Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. Мусы Джалиля прошёл VI фестиваль татарской песни «Ветер перемен». Почему такое название? Потому что татарские народные и композиторские песни исполнялись в новом, эстрадном звучании. Почему площадка — оперный театр? Потому что Театр имени Джалиля — это знак качества. И ещё — чтобы привлечь поклонников современной эстрады в оперный театр. Увидев его незаурядную красоту, они, возможно, захотят сюда вернуться хотя бы для того, чтобы вновь окунуться в его атмосферу, насладиться его изумительными интерьерами, фойе, гостиными, парадной лестницей, которая сама по себе произведение искусства.

Руководство республики, оценив высокий уровень оперных и балетных постановок Театра им. Джалиля, не снижаемый на протяжении нескольких десятилетий, решило, что легендарный директор Театра имени Джалиля Рауфаль Мухаметзянов в силах поднять на необходимый уровень и татарскую эстраду. Недаром же Рауфаль Сабирович — сын знаменитой певицы Разии Тимерхановой — в молодости аккомпанировал на концертах Муслиму Магомаеву, Ренату Ибрагимову! Для участия в фестивале Рауфаль Мухаметзянов привлек известных специалистов в области эстрадного искусства.

В качестве музыкального руководителя фестиваля был приглашен популярный джазовый музыкант, трубач, заведующий кафедрой джазовой музыки факультета мировой музыкальной культуры Государственной классической академии имени Маймонида Вадим Эйленкриг. Его яркая внешность – отражение характера. Виртуозное владение инструментом и необычайная харизматичность сделали Эйленкрига востребованным и любимым джазменом на российских и европейских музыкальных площадках. Так что объединение в проекте двух «знаков качества» уже сулило ему интерес публики. А успех принесли «Ветру перемен» не только его большие и отлично составленные программы, но и имена молодых, но уже хорошо известных татарских эстрадных исполнителей, среди которых Лилиана Газизова, Юлия Гарифуллина, Эльмира Калимуллина, Руслан Сайфутдинов, Алина Шарипжанова и другие.

Формируя концепцию фестиваля, организаторы сознательно отказались от конкурсного принципа соревновательности. Принципиальной целью стало обеспечение высокого качества музыкального исполнения и сценического оформления.

За прошедшие пять лет командой проекта была проведена большая работа по переосмыслению и актуализации татарской эстрадной музыки, созданы аранжировки к сотням песен, входящих в сокровищницу музыкального искусства Татарстана, поставлены оригинальные шоу-номера. Проект открыл новые грани таланта популярных татарстанских эстрадных артистов и стал мощной стартовой площадкой для молодых дарований.

Но устроители фестиваля не ограничиваются только рамками татарской песни, хотя эти рамки очень широки. Так, в одном из фестивалей принимал участие танцевальный ансамбль «Street Jazz» под руководством Сергея Мандрика (Москва), виртуозно владеющий эстрадным танцем. Этот коллектив выступил и на шестом фестивале. А на пятом, впервые в истории татарской культуры, был представлен мюзикл современного композитора Эльмира Низамова «Алтын Казан» («Золотой казан») по либретто Рената Хариса в постановке Михаила Панджавидзе. Мюзикл получил широкий зрительский резонанс и вошел в лонг-лист Национальной премии «Золотая маска» как один из наиболее заметных спектаклей на российской театральной карте.

После Пятого фестиваля в январе 2020 года его концерт был повторен не где-нибудь, а в Карнеги-холле (Нью-Йорк, США) – успели до ковидных ограничений. Судя по откликам и показу концерта по телевизионному каналу ТНВ, успех был чрезвычайный. Москва тоже оценила по заслугам уровень фестивальных концертов – один из них был дан в Государственном Кремлевском дворце. И вот уже шестой «Ветер перемен»!

Программа его концертов включала в себя более тридцати татарских песен, как народных, так и написанных композиторами, в том числе, ныне живущими, например, такими известными, как Резеда Ахиярова и Эльмир Низамов. О чём татарские песни? В основном, о любви, как о всем понятном языке. Но красивые, проникновенные слова песен делают лирические зарисовки художественными: «В синем небе много звезд, но самая яркая – одна»; «Любовь приходит не только весной»; «Зачем ты растопила мое сердце, если не любишь меня?»; «Где же ты была? Почему я не увидел тебя, милая?»; «О моей любви к тебе расскажут соловьи»; «Стать любимой гармониста — мечта любой девушки»; «Тоскую по тем счастливым дням, когда встретил тебя, и больно, что тут же потерял» — это не названия песен, это строки из них. И когда их поют молодые, красивые, талантливые певцы, возникает ощущение, что эта безграничная любовь затопила не только сердца всех присутствующих в зале, но и сам зал, и площадь Свободы, на которой находится театр. Примечательно и то, что самим исполнителям нравится новый подход к известным песням и романсам.

В исполнительском успехе солистов «Ветра перемен» есть немалый вклад педагога по вокалу, Народной артистки России и Татарстана Венеры Ганеевой. Под её творческим руководством — в прошлом блистательной солистки Театра имени Джалиля, исполнявшей на его сцене Виолетту («Травиата»), Джильду («Риголетто»), Марфу («Царская невеста»), Мими («Богема») , Снегурочку («Снегурочка»), Зайтуну («Любовь поэта») и другие главные партии, а сейчас — заведующей кафедрой вокала Казанского государственного института культуры — проводилась работа по подбору репертуара и исполнителей, а также непосредственный репетиционный процесс.

В программе концерта были и сюрпризы: одну из песен – «Одно только слово» (музыка Рустема Яхина, слова Рената Хариса) – исполнила оперная певица, ведущая солистка Татарского театра оперы и балета Гульнора Гатина. А песню «Чувства юности» (музыка Шакира Мазитова, слова Галимзяна Сагидуллина) исполнили Гульнора Гатина и Руслан Сайфутдинов. Забавно, что Гатина исполняла эту песню в оперной манере, а её партнер – в эстрадной.

Но концерт «Ветра перемен» — не просто концерт, это еще и фантастическое зрелище: яркие многоцветные сполохи света с выходом каждого певца расцвечивают по-разному сцену и даже зал. Комбинации цветов и цветовые узоры — невообразимой красоты, поражаешься фантазии художника по свету Дмитрия Буряка (видео-контент, визуальная и техническая концепция «Q Stage Production» (Москва)!

Музыкальный руководитель фестиваля Вадим Эйленкриг основной задачей фестиваля считает формирование новой эстетики без потери основ национальной идентичности: «Чтобы донести свою идею, её не надо упрощать, нужно максимально качественно её преподнести. Убежден, что истинное искусство и мастерство завораживают».

Сегодня с полным основанием можно заявить, что самобытный проект «Ветер перемен» занял прочное место в культурной жизни Татарстана, стал долгожданным событием и праздником музыкального искусства. Естественно, что любое новаторство в искусстве вначале вызывает определённую настороженность, а потом становится традицией. Органичное слияние яркого национального наследия, новаторских решений и современных эстрадных веяний, объединение увлеченных и талантливых людей вокруг непреходящих национальных ценностей вывело татарскую песню на качественно новый уровень исполнения и популярности.

Автор фото — Татьяна Лепп

Купить различную офисную мебель, в том числе компьютерное кресло, стол, шкаф, можно не отрываясь от экрана монитора. Гипермаркет «ЛайфМебель» предлагает более 100 тысяч наименований, доставка по всей России.

Тип
Раздел
Театры и фестивали
Словарные статьи
Автор

реклама

вам может быть интересно

Интервью с Хельмутом Дойчем Классическая музыка