Николаи, Отто Карл Эренфрид (нем. Carl Otto Ehrenfried Nicolai; 9 VI 1810, Кёнигсберг — 11 V 1849, Берлин) — немецкий композитор.
В детстве обучался игре на фортепиано. Затем с 1827 занимался в Берлине у К. Ф. Цельтера и в 1828-30 в Королевском институте музыки у Б. Клейна. В 1833-37 работал органистом церкви прусского посольства в Риме; здесь же продолжал заниматься композицией с Дж. Баини.
В 1837-38 был дирижёром одного из театров Вены. В 1838-41 снова жил в Риме, написав в этот период первые оперы — «Энрико II» («Розмонда Английская» — «Rosmonda d’Inghilterra», 1839, Триест), «Храмовник» («Il Templario», 1840, Турин), «Филипп и Эдоард» (1840, Генуя), «Изгнанник» («Il Proscritto», 1841, Милан; 2-я редакция под названием «Возвращение ссыльного» — «Die Heimkehr des Vorbannten», 1844, Вена), в которых проявил себя мастером итальянского оперного искусства.
В 1841-1847 придворный капельмейстер в Вене, где завоевал признание как дирижёр и общественный деятель. В 1842 Николаи организовал филармонические концерты, став одним из основателей Венского филармонического оркестра. С 1848 Николаи — дирижёр Королевской оперы и руководитель соборного хора в Берлине.
Широкую известность принесла композитору (уже посмертно) его последняя опера «Виндзорские проказницы» («Виндзорские кумушки» — «Die lustigen Weiber von Windsor», 1849, Берлин) по У. Шекспиру, поставленная незадолго до кончины Николаи. Опера привлекает жизнерадостной непосредственной музыкой, рельефностью мелодики, стройностью музыкальной драматургии. В ней заметно воздействие итальянской оперы-буффа при сохранении преемственных связей с австро-немецкой комической оперой, в первую очередь Моцарта.
Николаи также автор 2 симфоний (1831, 1835), концерта для фортепиано с оркестром, увертюры, кантаты, инструментальных ансамблей, фортепианных пьес и хоров. Член Берлинской королевской академии искусств (1849).
Литература: Mendel H., Otto Nicolai. Eine Biographie, В., 1866, 1868; Schroder B. (Hrsg.), Otto Nicolai. Tagebucher nehst Biographischen Erganzungen, Lpz., 1892; Kruse G. R., Otto Nicolai, В., 1911.
T. H. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Из пяти опер Николаи, современника Шумана и Мендельсона, известна лишь одна, «Виндзорские проказницы», очень популярная на протяжении полувека — вплоть до конца XIX столетия, до появления «Фальстафа» Верди, использовавшего сюжет той же комедии Шекспира.
Отто Николаи, родившийся 9 июня 1810 года в столице Восточной Пруссии Кёнигсберге, прожил недолгую, но деятельную жизнь. Отец, малоизвестный композитор, пытался осуществить свои честолюбивые замыслы и сделать из одаренного мальчика вундеркинда. Мучительные занятия побудили Отто предпринять несколько попыток побега из отчего дома, что, наконец, и удалось, когда подростку исполнилось шестнадцать лет. С 1827 года он живет в Берлине, учится пению, игре на органе и композиции у известного композитора, руководителя Певческой капеллы К. Ф. Цельтера. Другим его педагогом по композиции в 1828— 1830 годах был Б. Кляйн. В качестве члена Певческой капеллы Николаи в 1829 году не просто участвовал в знаменитом исполнении «Страстей по Матфею» Баха под управлением Мендельсона, но пел партию Иисуса.
В следующем году было напечатано первое произведение Николаи. Закончив обучение, он получает место органиста прусского посольства в Риме и покидает Берлин. В Риме он изучает произведения старых итальянских мастеров, особенно Палестрины, продолжает занятия композицией у Дж. Баини (1835) и приобретает известность в столице Италии как пианист и фортепианный педагог. В 1835 году он пишет музыку на смерть Беллини, а в следующем — на смерть знаменитой певицы Марии Малибран.
Почти десятилетнее пребывание в Италии ненадолго прерывается работой в качестве дирижера и учителя пения в Венской Придворной опере (1837–1838). Вернувшись в Италию, Николаи принимается за работу над операми на итальянские либретто (одно из них предназначалось первоначально Верди), в которых обнаруживается несомненное влияние самых популярных композиторов того времени — Беллини и Доницетти. На протяжении трех лет (1839–1841) все 4 оперы Николаи ставятся в различных городах Италии, а «Храмовник» по роману Вальтера Скотта «Айвенго» пользуется популярностью не меньше десятилетия: идет в Неаполе, Вене и Берлине, Барселоне и Лиссабоне, Будапеште и Бухаресте, Петербурге и Копенгагене, Мехико и Буэнос-Айресе.
1840-е годы Николаи проводит в Вене. Он ставит новый вариант одной из своих итальянских опер в переводе на немецкий язык. Помимо дирижерской деятельности в Придворной капелле, Николаи приобретает известность и как организатор филармонических концертов, в которых под его руководством, в частности, исполняется Девятая симфония Бетховена. В 1848 году он переезжает в Берлин, работает дирижером Придворной оперы и Домского собора. 9 марта 1849 года композитор дирижирует премьерой своей лучшей оперы — «Виндзорские проказницы».
Два месяца спустя, 11 мая 1849 года, Николаи умирает в Берлине.