Фридрих Ницше

Дата рождения
15.10.1844
Дата смерти
25.08.1900
Профессия
Страна
Германия
Фридрих Ницше

Ницше, Фридрих Вильгельм (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 X 1844, Рёккен, близ г. Лютцен, Саксония — 25 VIII 1900, Веймар) — немецкий философ, филолог и писатель.

Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869- 1879 профессор классической филологии Базельского университета. С 1889 творческая деятельность Ницше прекратилась вследствие душевного расстройства.

Литературно-философские и критические труды Ницше, занимающие промежуточное положение между научными исследованиями и художественными произведениями, оказали большое влияние на формирование философских и эстетических систем, а также художественного творчества на рубеже 19 и 20 веков.

Ницше начинал как последователь А. Шопенгауэра, но впоследствии в его трудах развиваются идеи различных философских направлений. В своей иррационалистической «философии культуры» Ницше подвергает критике буржуазное общество, его идеологию, мораль, религию, социально-экономические отношения, искусство. Но эта критика, переплетаясь у Ницше с концепциями буржуазного позитивизма и социального дарвинизма (он воспринял идеи Дарвина, перенеся их на человеческое общество), с созданным им мифом о «сверхчеловеке», антидемократическим культом сильной личности, теорией «воли к власти» как высшего закона природы, послужила основой для развития реакционной идеологии «ницшеанства».

Этот комплекс идей использовался идеологами зарождавшегося империализма (с характерным для них расизмом и милитаризмом), а в дальнейшем и немецкого национал-социализма. Эстетика Ницше, как и вся система его взглядов в целом, наполнена противоречиями, ироническими парадоксами.

Страстное увлечение музыкой, которая, по мнению Ницше, должна освобождать человеческий дух, проходит через всю его жизнь. Многочисленные оригинальные мысли о музыке Ницше высказывал в своих лекциях по истории античной литературы.

В 1869 он познакомился с Р. Вагнером и до 1872 постоянно посещал его в Трибшене (Швейцария). Произведения Вагнера (в особенности опера «Тристан и Изольда») оказали решающее влияние на формирование личности и мировоззрения молодого Ницше. В творчестве Вагнера он видел воплощение сущности философии Шопенгауэра с её идеей «героического пессимизма» (мужественного приятия страдания).

Сначала Ницше воспринимал Вагнера как представителя искусства будущего — передового, актуального, в котором стихийное («дионисийское», по определению Ницше) и гармоническое («аполлоновское») начала находятся в равновесии. Но со временем и под непосредственным впечатлением от постановок опер Вагнера в Байрёйтском театре Ницше развенчивает свой прежний кумир, обвиняя композитора в демагогичности, ложной патетике, угождении вульгарным инстинктам «массы», «толпы» («Götzendämmerung», 1899). Одновременно Ницше противопоставляет Вагнеру «Кармен» Бизе как высшее проявление музыкального реализма.

Работы Ницше, связанные с проблематикой вагнеровского творчества («Рождение трагедии из духа музыки», 1871; «Р. Вагнер в Байрёйте», 1876; «Дело Вагнера. Проблема музыканта», 1888; «Ницше против Вагнера», 1888; разбор увертюры к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» в сочинении «По ту сторону добра и зла», 1886), явились ценным вкладом в литературу о Р. Вагнере.

Ницше был также пианистом-импровизатором, композитором (музыкальные сочинения Ницше помогают понять его человеческую личность и сущность его философии), автором многочисленных лирических стихов, предвосхитивших немецко-австрийский экспрессионизм начала 20 в. На тексты и темы Ницше написаны музыкальные произведения (3-я симфония Г. Малера, симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса, вокальные сочинения А. Шёнберга, П. Хиндемита и др.).

Сочинения:

Uber Musik, 1858; Zur Theorie der quantitierenden Rhythmik, 1870; Das griechische Musikdrama, 1870; Uber Musik und Wort, 1871; Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik, Lpz., 1872; R. Wagner in Bayreuth, В., 1876; Der Fall Wagner. Ein Musikanten-Problem, Lpz., 1888; Nietzsche contra Wagner. Aktenstücke eines Psychologen, 1888, 1901; Werke, Bd 1 — 19, Lpz., 1895–1913, Bd 20 (Register), Lpz., 1926 (рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1–3, 9, М., 1909–12). Письма: Fr. Nietzsches Gesammelte Briefe, hrsg. von P. Gast und A. Seidl, Bd 1–6, Lpz., 1902–09; Gast P., Die Briefe an Fr. Nietzsche, hrsg. von A. Mendt, Bd 1–2, Münch., 1923–24; Nietzsche in seinen Briefen und Berichten der Zeitgenossen, hrsg. von A. Baeumler, Lpz., 1932: Die Briefe Cosima Wagners an Fr. Nietzsche, hrsg. von E. Thierbach, Bd 1–2, Weimar, 1938–40; R. Wagner — Fr. Nietzsche, Briefwechsel, в сб.: Parnass-Bücherei, [Bd] 89, Bern, 1951.

Письма: Fr. Nietzsches Gesammelte Briefe, hrsg. von P. Gast und A. Seidl, Bd 1–6, Lpz., 1902–09; Gast P., Die Briefe an Fr. Nietzsche, hrsg. von A. Mendt, Bd 1–2, Munch., 1923–24; Nietzsche in seinen Briefen und Berichten der Zeitgenossen, hrsg. von A. Baeumler, Lpz., 1932: Die Briefe Cosima Wagners an Fr. Nietzsche, hrsg. von E. Thierbach, Bd 1–2, Weimar, 1938–40; R. Wagner — Fr. Nietzsche, Briefwechsel, в сб.: Parnass-Bucherei, (Bd) 89, Bern, 1951.

Литература: Пшибышевский С, Шопен и Ницше, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1905; Шестов Л., Достоевский и Ницше. (Философия трагедии), СПБ, 1909; Риль A., P. Ницше как художник и мыслитель, пер. с нем., СПБ, 1909; Вересаев В. В., Живая жизнь, ч. 2 — Аполлон и Дионис (о Ницше), М., 1915; то же, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1929; Браудо Е., Ницше. Философ-музыкант, П., 1922; Манн Т., Философия Ницше в свете нашего опыта, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Верцман И. Е., Проблемы художественного познания, М., 1967; Forster-Nietzsche E., Das Leben Fr. Nietzsche’s, Bd 1–2, Lpz., 1895–1904; её же, Wagner und Nietzsche, Munch., 1915; Lasserre P., Les idees de Nietzsche sur la musique, P., 1905, 1930; Daffner H., Fr. Nietzsches Randglossen zu Bizets Carmen, в сб.: Deutsche Musikbucherei, Bd 1, Ravensburg, (1912); Hildebrandt К., Wagner und Nietzsche, Breslau, 1924; Zweig St., Der Kampf mit dem Dдmon, Lpz., 1925; Gurster E., Nietzsche und die Musik, Munch., 1929; Jaspers K., Nietzsche, B. — Lpz., 1936, B., 1947; Adorno Th. W., Versuch uber Wagner, В., 1952; Westernhagen С. von, R. Wagner, Z., 1956; Love F. R., Young Nietzeche and the Wagnerian Experience, Chapel Hill, 1963.

О. Т. Леонтьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама