Витезслав Новак

Дата рождения
05.12.1870
Дата смерти
18.07.1949
Профессия
Страна
Чехия, Чехословакия
Витезслав Новак

Новак, Витезслав (чеш. Vítezslav Novák; 5 XII 1870, Каменице — 18 VII 1949, Скутеч) — чехословацкий композитор и педагог. Народный артист ЧССР (1945).

С 1881 учился музыке у дирижёра В. Поймана в Йиндржихув-Градеце, в 1889–96 — у К. Книтля и А. Дворжака (композиция), О. Гостинского (эстетика), Я. Йиранека (фп.) в Пражской консерватории. В 1896 совершил несколько фольклорных поездок по Словакии и Моравии, давших ему музыкальный материал для ряда произведений. С 1908 преподавал, в 1909–39 профессор композиции Пражской консерватории (в 1919- 1922 директор); среди учеников — О. и Я. Еремиаши, Б. Вомачка, Э. Аксман, А. Хаба, а также М. Колесса, С. Драгой и др. Новак был творчески связан с русскими музыкантами, переписывался с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым и др.

Новак отличался многогранностью и широтой творческого диапазона. Вошёл в историю чешской музыкальной культуры 1-й половины 20 века как один из наиболее значительных мастеров, искусство которых питали национальные музыкальные традиции. Развивал в своей музыке некоторые стороны творчества Б. Сметаны, А. Дворжака, 3. Фибиха, Л. Яначека. Национальная основа проявляется в ладо-интонационной сфере его сочинений, в которых он использовал словацкий и моравский фольклор (песни на стихи из моравской народной поэзии, фортепианный цикл «Мой май», фортепианный квартет, 1898; Героическая соната для фортепиано и др.), в характерных формах народного варьирования и развития («Майская симфония», «Словацкая» и «Южночешская» сюиты и др.) и в свойственных национальной народной музыке особенностях гармонического языка, обогащённого достижениями классики и различными современными влияниями, — К. Дебюсси, Н. А. Римского-Корсакова (целотонность), Р. Штрауса (элементы политональности), П. Хиндемита (полифонизация гармонии).

По совершенству и органичности полифонии, многообразию её форм Новак — крупнейший чешский полифонист. Сочинения Новака отличаются единством и целостностью, что связано с применением принципа монотематизма (например, в сюите «Пан»). В годы 2-й мировой войны 1939–45 он создал ряд патриотических, полных оптимизма и героического пафоса произведений (цикл хоров «Родина», «Моравские песни» «Святовацлавский триптих», «Майская симфония» и др.). Большими художественными достоинствами обладают его обработки народных песен для хора и для голоса с фортепиано, ставшие образцами этого жанра в чешской музыке.

Сочинения:

оперы — Звиковский домовой (Zvíkovský rarášek, 1915, Прага), Карлштейн (1916, там же), Фонарь (Lucerna, 1923, там же), Завещание деда (Deduv odkaz, 1926, Брно); балеты-пантомимы — Синьорина молодость (Signorina gioventu, 1930, Прага), Никотина (1930, там же); для оркестра — Осенняя симфония (Podzimni symfonie, с хором, 1934), Майская симфония (Majova symfonie, с хором и солистами, 1943), симфонические поэмы — В Татрах (V Tatrach, 1902-1907), О вечной тоске (О vecne touze, 1904), Томан и лесная фея (Toman a lesni panna, 1907), Пан (1910), Из бездны (De Profundis, с органом, 1941), увертюры — Корсар (Кorsar, 1892), Марыша (1898), Леди Годива (1907), сюиты — Словацкая (Slovacka, 1903), Южночешская (Jihoceska, 1937), серенада (1895); концерт для фортепиано с оркестром (1895); камерно-инструментальные ансамбли — фортепианный квинтет (1897), фортепианный квартет (1894), 3 струнных квартета (1899, 1905, 1939), 2 фортепианных трио (1900, 1903), сонаты с фортепиано — для скрипки и виолончели; для фортепиано — Героическая соната (Eroica, 1900), 6 сонатин, Вариации на тему Шумана (1893), пьесы, танцы; хоры-кантаты (1910–49), 6 мужских хоров, 3 чешские песни, 12 мужских хоров на народные моравские слова (5 тетрадей. 1897–1944), Май (Maj, 10 песен для детского хора) и др.; романсы и песни; 7 тетрадей обработок словацких и моравских народных песен для голоса с фортепиано.

Литературные сочинения: Studie a vzpominky. Sbornik, Praha, 1932; О sobe, а о Jinych, dl 1–2, Praha, 1946–70.

Литература: Асафьев В., Яначек, Новак, Фёрстер, Сук, в его кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; Бэлза И., В. Новак, М., 1957; его же, В. Новак, в его кн.: О славянской музыке, М., 1963; Полякова Л., В. Новак и его опера «Карлштейн», «СМ», 1970, No 10; Nejedly Z., V. Novák, Praha, 1921; Stepán V. , Spisy, sv. 1 — Novák a Suk, Praha, 1945; его же, V. Novák, Praha, 1946; Holzknecht v. , Narodni umelec V. Novák, Praha, 1948; Hoffmeister К., Tvorba V. Nováka, Praha, 1949; Carrit G., V. Novák, «Monthly musical record», 1950, v. 80, No 918; Lebl V. , V. Novák. Zivot a dilo, Praha, 1964; Budis R., Vetezslav Novák 1870–1949, Praha, 1968; Národni umelec Vitezslav Novák, Ceske Budejovice, 1972.

А. Г. Юсфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Фёдор Петрович Лузанов Инструменталисты

рекомендуем

смотрите также

Марта Аргерих Пианисты
Якоб Обрехт Композиторы
Барри Коски Деятели
Начо Дуато Танцовщики
Йозеф Штраус Композиторы
Висенте Торибио Мендоса Музыковеды и театроведы

Реклама