Оленин Александр Алексеевич (1 (13) VI 1865, Рязанская обл. — 15 II 1944, Москва) — русский советский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Игре на фортепиано обучался в Риге у Л. Пабста, затем в Москве у П. Фихтман-Эрдмансдёрфер, здесь же занимался у М. Эрдмансдерфера (музыкально-теоретические предметы). В 1884–89 жил в Петербурге, где сблизился с М. А. Балакиревым, дружбу с которым сохранил на всю жизнь; занимался по композиции у А. К. Лядова. Общение с композиторами «Могучей кучки» усилило интерес Оленина к народной песне (собирал и записывал), на которую он опирался в своём творчестве. С 1889 был в с. Истомино земским начальником.
Совершил ряд концертных поездок со своей сестрой — певицей М. А. Олениной-Д’Альгейм (как пианист-аккомпаниатор и автор произведений). Принял активное участие в организации и работе основанного Олениной-Д’Альгейм «Дома песни» (1908–18).
С 1917 работал в различных музыкальных учреждениях, выступал с хором; с 1922 был членом музыкально-этнографической комиссии ГИМНа в Москве. Нередко Оленин объединял в вокальных циклах свои песни с обработками народных (писал на слова разных поэтов, на народные и собственные тексты). Песенный склад ощущается и в инструментальных произведениях Оленина.
Сочинения:
оперы — Кудеяр (опера-песня, 1915, Оперный т-р Зимина), Альманзор (по Г. Гейне, не окончена); для оркестра — симфонические поэмы «Богатырский стан» (1920), «Нечисть» (1928), «Последние проводы» (1928), симфоническая картина «Поле битвы» (1920); концерт для фортепиано с оркестром (1930); камерно-инструментальные ансамбли — сонаты (1917, 1931) и сюиты для скрипки и фортепиано, фортепианное трио (1921; 1926; Русское, 1930), струнные квартеты (1928, 1932), Луговые наигрыши (для 2 гобоев, скрипки и фортепиано), фортепианный Русский квинтет (1933) и др.; для фортепиано — соната (1918), сюита и др.; романсы и песни; обработки русских и белорусских песен.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.