Опера Керубини «Али-Баба и сорок разбойников»

Alì Babà e i quaranta ladroni

Композитор
Дата премьеры
22.07.1833
Жанр
Страна
Италия
Автор
Опера Керубини «Али-Баба и сорок разбойников» / Alì Babà e i quaranta ladroni

Опера Луиджи Керубини (лирическая трагедия в четырех действиях с прологом). Либретто Мельвиля и Эжена Скриба по мотивам одной из арабских сказок сборника «Тысяча и одна ночь». Итальянский эквиритмический перевод Вито Фрацци.

Первое исполнение (на французском языке): Париж, Opéra (Salle Le Peletier), 22 июля 1833 года. Оригинальное французское название – Ali Baba, ou Les quarante voleurs.

Первое исполнение (на итальянском языке): Милан, театр «Ла Скала», 11 июня 1963 года.

Действующие лица:

Али-Баба (Alì Babà), богатый купец (бас)
Делия (Delia), его дочь (сопрано)
Морджана (Morgiane), ее рабыня (сопрано)
Надир (Nadir), возлюбленный Делии (тенор)
Абул-Гасан (Aboul-Hassan), начальник таможни (бас)
Урс-Хан (Ours-Kan), предводитель разбойников (бас)
Тамар (Thamar), его заместитель (бас)
Калаф (Calaf), казначей разбойников (тенор)
Фаор (Phaor), управляющий в доме Али-Бабы (бас)

Хор: разбойники, рабы, народ и солдаты.
Балет: танцовщики и жонглеры.

Действие происходит в Исфахане, Эрзруме и окрестностях.

Пролог. Кипарисовые заросли у источника возле огромной скалы. Возвращаясь из долгих странствий в безуспешных поисках богатсва, Надир устраивается на привал в ландшафте дикой природы в безлюдной местности в окрестности Исфахана. Молодой странник любит отвечающую ему взаимностью Делию, дочь богатого купца Али-Бабы, но согласие на их свадьбу отец Делии не дает, так как хочет выдать ее за могущественного начальника таможни Абул-Гасана. Надир с тоской думает о своей печальной ситуации, вызванной бедностью: лишь богатство поможет ему жениться на своей возлюбленной! Заметив троих незнакомцев, приближающихся к скале, Надир из укрытия наблюдает за ними. Когда один из их них произносит магическое заклинание «Сезам, откройся!», скала раздвигается, открывая освещенную пещеру, в которой они исчезают. Пещера закрывается, но вскоре открывается вновь, и из нее выходит уже целая армия! Надир понимает: это разбойники, один из троих пришельцев – их предводитель Урс-Хан, а пещера – склад награбленного. По заклинанию «Сезам, закройся!» она закрывается. По воле случая узнав эту тайну, Надир хочет проникнуть внутрь пещеры, ведь если бы он обладал сокровищами разбойников, Делия могла бы принадлежать ему! Вот почему, как только все они удаляются прочь, Надир, понимая, что опасности больше нет, подходит к пещере и произносит магическую формулу…

Действие 1. В богатом зале дома Али-Бабы в Исфахане идет подготовка к свадьбе Делии и Абул-Гасана. Предстоящей свадьбой Али-Баба доволен, но все мысли девушки устремлены к ее далекому возлюбленному. Неожиданно перед домом Али-Бабы появляется незнакомец, но по звукам его флейты, доносящимся с улицы, Делия понимает, что это и есть ее вожделенный Надир. За руку Делии он не только предлагает Али-Бабе золота в десять раз больше, чем это было предусмотрено соглашением между Али-Бабой и Абул-Гасаном, но и заявляет, что богатство его несметно. Морджана, рабыня-конфидентка Делии, при виде сокровищ Надира не на шутку зачарована ими, да и сам Али-Баба в этот момент, несмотря на страх перед Абул-Гасаном еще и потому, что, будучи по натуре не всегда безупречным в своих делах, утаил сорок мешков нерастаможенного кофе, дает согласие на свадьбу дочери с Надиром. Тем не менее, Абул-Гасан прибывает собственной персоной, чтобы требовать невесту, и шантажирует Али-Бабу именно сорокá мешками кофе, которые тот скрывает и о которых Абул-Гасану давно и достоверно известно. Под воздействием угроз, Али-Баба отказывается от согласия на брак Делии с Надиром.

Действие 2. Большой зал на нижнем этаже в доме Али-Бабы. Из окна на заднем плане видны ворота, ведущие во внутренний двор. Чтобы уберечься от притязаний Абул-Гасана, по распоряжению Али-Бабы его управляющий Фаор с помощью рабов организует перепрятывание мешков с контрафактным кофе в безопасное место – в замок купца в Эрзруме. Но предосторожность оказывается тщетной: Надир смог убедить главу таможни отказаться от Делии, предложив ему большую сумму денег. Поскольку молодой человек утверждает, что он теперь всегда будет невероятно богат, Али-Баба начинает сомневаться в легальности происхождении столь огромного «наследства» и требует от него объяснений, отправляя, между тем, Делию с Фаором в свой замок в Эрзруме. Раскрыть свой секрет в планы Надира не входит, но в итоге он вынужден уступить, так как, если он не объяснит происхождение своих безграничных богатств, Али-Баба свое согласие на свадьбу с Делией вновь заберет назад. Надир рассказывает ему о пещере, в которой хранятся награбленные трофеи Урс-Хана, и о волшебной формуле, открывающей и закрывающей вход в нее. Тем временем, появляется взволнованный Фаор, сообщая, что Делия только что похищена бандой разбойников. Надир, уверенный, что ее похищение – дело рук людей Абул-Гасана, собирает и возглавляет экспедицию по ее освобождению.

Действие 3. Слабо освещенная широкая скальная пещера в местности пролога, служащая укрытием для банды разбойников. Сейчас они спят глубоким сном, и в одной из камер пещеры расположились Урс-Хан и его подручные Калаф и Тамар. Постепенно просыпаясь, они начинают вспоминать о последней вылазке и захвате Делии, так что теперь она оспаривается сразу тремя бандитами. Но сейчас им не до женской ласки: у них на очереди – новая цель, на сей раз замок Али-Бабы в Эрзруме. Слыша это, но не подавая вида, что речь идет об ее отце, Делия приходит в ужас: ему грозит опасность! Когда разбойники уходят, она остается одна, предаваясь тяжелым мыслям, но вдруг слышит звуки шагов. Думая, что вернулись разбойники, она спешит укрыться подальше от входа. Но это Али-Баба, отважившийся проверить истинность волшебной формулы и масштабы запасов сокровищ. От увиденного он испытывает полную эйфорию, но когда незадачливый «спелеолог» понимает, что забыл пароль на выход из пещеры, его охватывает смертельный страх, и Али-Баба в изнеможении падает, притаившись за каменным выступом.

Потерпев фиаско со штурмом замка, возвращаются разбойники. Али-Баба схвачен, и на его крики прибегает Делия: ее встреча с отцом происходит при весьма драматичных обстоятельствах. Сначала Урс-Хан, Калаф и Тамар хотят убить старика, но Калаф узнает в нём того сáмого богатого купца Али-Бабу, нападение на замок которого оказалось только что для них безуспешным. И это открытие – большая удача для разбойников! За свободу и жизнь своих узников они просят у Али-Бабы огромный выкуп, но тот настолько скуп, что скорее умрет, чем согласится заплатить. И всё же Делии, в конце концов, удается уговорить отца согласиться: выкуп будет передан Урс-Хану в замке Али-Бабы Эрзруме, а Али-Баба и Делия отправятся туда вместе с Урс-Ханом и Калафом. Однако это всего лишь внешний маневр: оставляя Тамара за главного, Урс-Хан успевает незаметно сказать ему, чтобы он и вооруженные разбойники скрытно направлялись в замок другим путем.

Действие 4. Зал на нижнем этаже замка Али-Бабы в Эрзруме. С одной стороны от него занавес отделяет большую комнату, в которой сорок разбойников уже спрятались в мешках с кофе. Морджана и Надир, всё еще думающий, что Делию похитил Абул-Гасан, «как раз» тоже уже в замке. Наконец, сюда прибывают Али-Баба и Делия в сопровождении Урс-Хана и Калафа, переодетых купцами. Делии всё же удается открыть Надиру истинные личности двух лжекупцов и их подлинные намерения. И пока Урс-Хан занят Али-Бабой, Надиру удается нейтрализовать Калафа, сбросив с него маску притворства. Но на самом деле оказывается, что опасность еще более серьезна, так как Морджана замечает, что в каждом мешке с кофе скрывается один из разбойников, и каждый из них готов выступить по условленному сигналу. И пока вместе с Надиром и Делией Морджана думает о плане спасения, во время трапезы Али-Бабы и Урс-Хана в замок врываются Абул-Гасан и его люди. Солдаты-таможенники, поджигая сорок мешков контрафактного кофе, неожиданно для себя уничтожают и скрывавшихся внутри них разбойников. Так что, наказав Али-Бабу за мошенничество, начальник таможни невольно становится его спасителем.

Игорь Корябин

Foto: Brescia / Amisano (Teatro alla Scala)

реклама

вам может быть интересно

Бах. Органная фантазия и фуга соль минор Камерные и инструментальные

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама