Опера Тиграняна «Ануш»

Anoush

Композитор
Дата премьеры
04.08.1912
Жанр
Страна
СССР

Опера Армена Тиграняна в 4 действиях (7 картинах), либретто композитора по одноименной поэме О. Туманяна, оркестровка Г. Бурковича.

Премьера: Александрополь, городской Народный дом, 4 августа 1912 г., силами любителей под управлением Г. Бурковича; в редакции и инструментовке С. Шатиряна (в 5 д., 7 к. с эпилогом) — Эривань, 27 марта 1935 г., под управлением С. Шатиряна (последующие спектакли — под управлением К. Сараджева); окончательной версии той же редакции (при участии А. Тер-Гевондяна) — Москва, декада армянского искусства, 22 октября 1939 г.; ее новая постановка — на декаде армянского искусства в Москве в 1956 г. под управлением Р. Степаняна.

Действующие лица:

  • Ануш, сопрано
  • Capo, тенор
  • Моси, баритон
  • Староста (кехва), бас
  • Оган, бас
  • Мать Ануш, меццо-сопрано
  • Мать Capo, меццо-сопрано
  • Подруги Ануш, сопрано, меццо-сопрано
  • Шафер, баритон

Первое действие

Первая картина. Среди величественных гор Армении, в местности Лори ютится хижина, где живут Ануш, ее брат Моси и их мать. С волнением прислушивается Ануш к песне, которую поет невдалеке юноша Capo. Девушка готова броситься навстречу любимому, но мать удерживает ее. Только уступая настойчивым просьбам дочери, отпускает она Ануш к роднику, где собрались ее веселые подруги.

Вторая картина. Песнями и плясками заполняют досуг девушки. Каждая поет о своем любимом. Пришел и для Ануш долгожданный час — у родника Capo. Горячо и страстно рассказывает он Ануш о своей неутолимой любви к ней. Но девушка грустна, не верит она в свое счастье, томится злыми предчувствиями. Нелегко любящему Capo успокоить взволнованную Ануш.

Второе действие

Традиционные народно-бытовые сцены, сопровождающие празднование «амбарцума» (вознесения) в армянской деревне. Как всегда, общую торжественную хоровую песню сменяют пляска, хоровод, игры, затем следует борьба юношей и снова — песни, танцы. На просторной поляне участвуют в празднике Capo, задумчиво печальная Ануш, брат ее Моси. Молодежь просит Capo и Моси побороться. Моси не согласен. Если борются два друга, ни один из них не позволит себе бросить на землю другого и унизить его поражением, борьба должна кончиться вничью — таков древний обычай.

Наступает самый важный момент праздника — гадание девушек. Оно называется «джан-гюлюм» и, по обычаю, не может происходить в присутствии мужчин.

Девушки, оставшись одни, с пением народного «джан-гюлюма» (бытовой обрядовый напев) начинают гадать. Различные судьбы ожидают каждую. Но в общем для всех «джан-гюлюм» проходит благополучно. Только одной Ануш выпало зловещее предсказание: ее возлюбленного ждет неминуемая гибель. Возвратившийся Моси пытается успокоить сестру, отвести домой. Вбегает взволнованный печальной вестью о «джан-гюлюме» Capo. Взглянув в лицо любимого, Ануш теряет сознание.

Третье действие

Свадьба Ануш и Capo. Как всегда, шутит, пляшет, веселит гостей староста. Ему вторят шафера, гости. Пастухи — друзья Capo и Моси — приносят подарки, заводят веселый общий танец. Празднество в разгаре, забыты былые опасения, мрачные предсказания.

Староста предлагает Capo и Моси показать гостям свое искусство в дружеской борьбе. Гости горячо поддерживают предложение старосты. Capo и Моси выходят вперед, готовясь к схватке.

Староста с группой стариков подходит вплотную к борющимся, чтобы наблюдать за точным выполнением правил состязания. Боевой задор все больше овладевает юношами, но они хорошо помнят старинный священный обычай: ни один из них не смеет бросить противника на землю, иначе он нанесет ему смертельное оскорбление. Борьба — игра, победителей и побежденных здесь не должно быть. Случилось, однако, так, что в один из острых моментов состязания взгляд Capo упал на Ануш. Юноша увидел, с каким волнением следит любимая девушка за каждым поворотом борьбы, как восхищается мужеством, силой и ловкостью своего жениха. И Capo на мгновение забылся. С невероятной силой бросил он Моси на землю и завоевал запрещенную победу в дружеской борьбе. Как величайшее оскорбление, смываемое только кровью, воспринял Моси поступок Capo. Напрасно Ануш, староста, гости пытаются охладить гнев разъяренного Моси. «Плата за позор — нечестивца кровь» — восклицает он, омрачая свадьбу своей сестры.

Четвертое действие

Моси не может простить Capo кровной обиды. Возбужденный и гневный, он требует от Ануш полного разрыва с Capo. Устрашенная угрозами брата, Ануш обещает исполнить его волю. Но как только Моси удаляется, к девушке тайно приходит Capo. В холодную зимнюю ночь Ануш покидает родимый дом и вместе с Capo убегает в горы.

Вдали возникает зарево пожара. Горит кем-то подожженный стог Capo. Сбежавшийся народ не знает, кто поджигатель: одни говорят, что сам Capo поджег стог, чтобы прикрыть свое бегство с Ануш, другие считают это делом рук Моси. Но ему безразлично, что о нем думают. Он занят одной мыслью: настигнуть Capo и убить ненавистного обидчика.

Пятое действие

Дико и безлюдно в горах Лори, где скрывается Capo. Ануш ушла в деревню, надеясь склонить родных к примирению с Capo, а он остался один в ущелье. Здесь и настигает его пуля мстительного Моси.

Весть об убийстве Capo собрала в горное ущелье все население деревушки. Горько причитает над трупом сына старая мать. Напрасно подруги Ануш, ее мать и друзья пытаются утешить девушку. Она не слышит ни уговоров, ни слов утешений — горе лишило ее рассудка. С высокого обрыва бросается Ануш в волны Дебеда. И лишь печальная песня собравшихся у реки поселян провожает в последний путь девушку, павшую жертвой диких, варварских предрассудков старого патриархального быта.


Поэма Туманяна «Ануш» повествует о любви, загубленной ненавистью и темнотой, обычаем кровной мести, требовавшим смерти обидчика. Молодая крестьянская девушка Ануш и юноша Capo любят друг друга. Ничто не мешает их браку и счастью. Но на свадьбе, повинуясь воле старейшин, Capo и брат Ануш Моси состязаются в борьбе. Обычай требует, чтобы в состязании подобного рода не было ни победителя, ни побежденного. Однако, охваченный азартом, Capo забывает об условии и бросает Моси на землю. Нарушен обычай, нанесена обида, которую можно смыть только кровью. Одержимый жаждой мести, Моси убивает Capo. Ануш, обезумевшая от горя, бросается в реку. Гибель Ануш и Capo, жертв мертвящих традиций, оплакивают односельчане.

Тигранян, художник высокого поэтического и лирического таланта, связанный неразрывными узами с родной Арменией, создал произведение, волнующее накалом страстей.

Моси не злодей, он любит сестру, любит и Capo. Но власть древнего обычая требует крови, и, не рассуждая, Моси разрушает счастье сестры, тем самым убивая ее. Тигранян, как и Туманян, чужд морализаторства. И композитор и поэт стремились раскрыть истоки трагедии, объяснить ее.

В опере воссозданы прекрасный мир Армении, ее природа, душевная красота и чистота людей, но показаны и злые силы, уничтожающие красоту и счастье. Музыка, напоенная армянским мелосом, проникнутая ритмами национальных плясок, подлинно народна. На этой опере совершенствовали и совершенствуют свое искусство артисты армянской сцены. Для многих из них «Ануш» — спутник всей их творческой жизни. Так, Ш. Тальян, еще юношей певший партию Capo в первом исполнении оперы Тиграняна в 1912 г., исполнял ту же партию и в 1935-м, когда «Ануш» была поставлена на сцене Эриванского театра. Среди исполнителей — А. Даниэлян и Г. Гаспарян.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Эжен Изаи. Соната для скрипки соло No. 4 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама