«У моря», Op. 46 — вокальный цикл русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1897).
История создания
В том же 1897 году, когда маститый автор многих опер обратился к романсам и написал их несколько десятков, был создан вокальный цикл «У моря» на стихи А. К. Толстого (1817—1875), в который вошли «Дробится и плещет» (1858), «Не пенится море» (1858), «Колышется море» (1856), «Не верь мне, друг», (1856) и «Вздымаются волны» (1866).
По-видимому, в самостоятельный цикл эти пять стихотворений, объединенных одной темой моря, сложились лишь в следующем году, так как номер опуса, 46, оказался более поздним, чем написанная вслед за романсами «Свитезянка».
Романсы имели посвящения. Первый, «Дробится и плещет и брызжет волна...», посвящен сыну Андрею, последующие — братьям Феликсу и Сигизмунду Блуменфельдам, прекрасным музыкантам, первый из которых был учеником Римского-Корсакова по композиции, но прославился главным образом как блестящий пианист.
Музыка
Цикл «У моря» — еще один вариант воплощения любимой стихии у этого непревзойденного художника-мариниста. Картины моря сопоставляются с человеческими переживаниями: взлет душевной энергии, прилив жизненных сил — с бурным морским прибоем, безмятежный душевный покой — с зеркальной поверхностью спокойных вод, переменчивость жизни и печальные предчувствия — с колеблющимися под легким ветерком волнами. Цикл отличается разработанностью фактуры аккомпанемента с явными чертами звукоизобразительности, на фоне которого как бы парит мелодия.
Самый известный номер цикла — «Дробится и плещет», — с бурным, взлетающим, а затем низвергающимся вниз фортепианным сопровождением, несущим в себе основной образ романса и как бы вздымающим взволнованную мелодию. Радостная, приподнятая вокальная партия и «могучий прибой» аккомпанемента органично сливаются в ярком художественном образе.
Л. Михеева