Свиридов. «У меня отец крестьянин»

My Father is a Farmer

Композитор
Год создания
1957
Дата премьеры
15.12.1957
Жанр
Страна
СССР
Крестьянин. Художник Н.П. Богданов-Бельский

Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано на стихи Сергея Есенина

История создания

Вскоре после премьеры «Поэмы памяти Сергея Есенина», состоявшейся в мае 1956 года, Свиридов вновь обратился к стихам полюбившегося поэта. Им были написаны романсы «Любовь» и «На земле живут лишь раз», и вокальный цикл «У меня отец — крестьянин», явившийся как бы дополнением к Поэме.

«В обоих произведениях воспета русская природа, воплощена сыновняя нежность поэта к родной земле, — пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. — Но в цикле отражено то, что было сознательно обойдено в поэме: быт дореволюционной деревни, любовные переживания, сожаления о потерянной молодости. Там были картины большого масштаба, «живопись маслом», здесь — скромные «акварели», лирические высказывания и небольшие жанровые зарисовки, «сельские картинки»... предшественники есенинского цикла — это песни на слова... Р. Бёрнса (с тем различием, что в новом цикле больше лирики)».

В вокальный цикл вошли семь номеров на стихи Есенина (1895—1925) разных лет, не имеющие названий. Частям Свиридов дал собственные названия: №1, «Сани» (у Есенина «Мелколесье, степь и дали...», 1925), №2, «В сердце светит Русь» («О пашни, пашни...», 1917), №3, «Березка» («Зеленая прическа...», 1918), №4, «Рекрута» («По селу тропинкой кривенькой...», 1914), №5, «Песня под тальянку» («Сыпь, тальянка, сыпь...», 1925), №6, «Вечером» («Заиграй, сыграй, тальяночка», 1912), №7, «Есть одна хорошая песня у соловушки» (у Есенина «Песня», 1925).

Композитор работал нал новым циклом с большим увлечением. Все номера были написаны на протяжении 1956 года, причем первые шесть были опубликованы практически сразу, в нотном приложении к журналу «Советская музыка» №12 за этот год. Полностью цикл вышел из печати в 1957 году с посвящением композитору Владимиру Маклакову. Премьера цикла «У меня отец — крестьянин» состоялась в Москве, в Малом зале консерватории 15 декабря 1957 года. По традиции автор сам аккомпанировал певцам Алексею Масленникову и Евгению Кибкало.

Музыка

«У меня отец — крестьянин» по форме представляет собой сюиту, в центре которой находится образ героя, молодого поэта, крестьянского сына, от имени которого звучат сольные песни, почти все теноровые. «Свиридов... говорит на русском песенном языке, избегая цитатничества и стилизации, — пишет А. Сохор. — От русской народной песни он берет не напевы или отдельные попевки, а типичные жанры, причем те (и только те), из которых исходил Есенин: крестьянскую лирическую песню, обрядовую, трудовую, солдатскую, городской романс... частушку. И все они взяты не в архаическом виде, а так, как звучали в русской деревне перед самой революцией или в первые годы после нее». Огромна в цикле роль аккомпанемента. Он имеет и выразительный, и изобразительный характер, передавая то радость полноты жизни, то бег саней, то пленительную красоту русской природы.

В № 1, «Сани», господствует образ дороги; звучит безыскусный напев на фоне непрерывного движения шестнадцатыми, передающего и бег тройки со звенящими неумолчно колокольчиками, и радость в душе поэта. №2, «В сердце светит Русь», — восторженный гимн родине с широким разливом вдохновенной мелодии, сопровождаемой торжественными «звонами» рояля. Дуэт «Рекрута» (№4) — удалая молодецкая песня с чертами солдатской и старой крестьянской песни, с характерным высоким подголоском тенора, вьющимся над основной мелодией, с «гармошечным» сопровождением. Финал цикла, №7, «Есть одна хорошая песня у соловушки», резко выделяется среди других номеров. Герой возвратился из города. И поет он теперь не песню, а городской романс под аккомпанемент гитары. Его монолог полон тоски и горечи. Это эпилог, «печальное послесловие, итог неудавшейся жизни», по словам критика Л. Поляковой. «Я отцвел не знаю где. В пьянстве, что ли? В славе ли? В молодости нравился, а теперь оставили...» — этими отрывочными фразами, сопровождаемыми протяженными аккордами рояля (будто гитарными), заканчивается цикл.

Л. Михеева


Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov

Как велика может быть роль случайной встречи в жизни человека, тем более, если человек этот – творческая личность! Георгий Васильевич Свиридов благодаря встрече с неким знакомым поэтом, состоявшейся в Ленинграде осенью 1955 г., открыл для себя поэзию Сергея Есенина. По признанию композитора, до той поры отдававшего предпочтение Александру Блоку, есенинские стихи ему «как-то особенно запали в душу». Результатом стало создание кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина», а в 1956 г. – вскоре после ее успешной премьеры – Свиридов вновь обратился к творчеству полюбившегося ему поэта. На сей раз он избрал камерно-вокальный жанр и создал вокальный цикл для тенора и баритона с фортепиано «У меня отец крестьянин».

Между кантатой и вокальным циклом, написанным на стихи одного поэта и близких по времени создания, немало общего, но в цикле композитор словно «договаривает» то, что было «недосказано» в кантате с ее крупномасштабными «картинами». На первый план выходят лирические высказывания поэта – милый его сердцу быт старой деревни, любовь, сожаления о безвозвратно ушедшей молодости. Как и во многих других свиридовских вокальных циклах, здесь нет единой сюжетной линии – цикл составлен из романсов на стихи, написанные Есениным в разные годы, и в этом смысле произведение подобно другому циклу, созданному в 1955 г. – «Песням на стихи Роберта Бёрнса», но некоторые черты сближают цикл со «Страной отцов» – участие двух певцов, наличие дуэтных номеров. Объединяющим началом становится образ молодого поэта, от имени которого звучат все сольные номера. Романсы довольно обособлены (они нередко исполняются отдельно, вне цикла), но в их последовательности есть определенная логика.

Открывается цикл романсом «Сани», исполняемым тенором – поэт спешит в родные места. В ровном тремоло, проходящем в партии фортепиано через весь романс, можно услышать и звон бубенцов несущейся тройки, и «звоны мерзлые осин». Большое расстояние между партиями правой и левой руки создает впечатление простора. Тремоло «звенит» в партиях и левой, и правой руки, но в правой – в высоком регистре – выдерживается неизменный гармонический фон, в левой же – в среднем регистре – плавно сменяются аккорды, «двигаясь вперед». Вокальная партия состоит из бодрых возгласов, опирающихся на интонацию квинты (которую Михаил Иванович Глинка назвал «душой русской музыки»). В среднем разделе, когда герой говорит о любви к родным местам, в партии тенора появляется песенное начало.

В первом номере мимоходом упоминается о березке («тот почти березке каждой ножку рад поцеловать»), второй же, тоже порученный тенору – «Березка» – посвящен этому дереву, считающемуся символом России. Простая, искренняя мелодия близка лирическим эпизодам кантаты. Ровный ритм, напоминающий колыбельную, делает мелодию очень ласковой. Близость к народной песне выражается в форме романса – варьированной куплетной с припевом. Фортепианная партия – простая и прозрачная – создает впечатление хрупкости и нежности. Присутствие тонической педали хотя бы в одном из голосов фортепианной фактуры на протяжении всей миниатюры подчеркивает ее спокойный, лирически-созерцательный характер.

Если лирические номера исполнялись тенором, то возвышенно-торжественный третий романс – «В сердце светит Русь» – поручен баритону. Широко разносятся «зовы» фортепианного вступления, им «отвечают» призывные квартовые кличи вокальной партии. Широко разливается мелодическая фраза – «О край разливов грозных», баритон исполняет ее в высоком регистре, благодаря чему она звучит особенно экстатично и напряженно.

Последующие номера – жанровые зарисовки деревенского быта. В дуэте «Рекрута» звучит удалая молодецкая песня, перекликающаяся с подлинными русскими солдатскими песнями (основная мелодия, излагаемая баритоном, сопровождается высоким подголоском в партии тенора). «Время действия» – не такое уж давнее – конкретизируется фактурой фортепианного сопровождения, напоминающего звучание гармони.

Типичный для Есенина мотив сожалений о «пролетевшей юности» возникает в «Песне под тальянку», исполняемой баритоном. Горькая печаль изливается в элегических романсовых интонациях, но в восходящих мажорных оборотах вокальной мелодии и безостановочном движении в фортепианной партии ощущается нерастраченная сила.

Дуэтный номер «Вечером» – яркая жанровая зарисовка: имитация гармони в фортепианной партии, «частушечная» речитация, перемежаемая решительными квартовыми ходами.

Заключительный теноровый номер – «Есть одна хорошая песня у соловушки» – стоит в цикле особняком. Хотя поэт и тоскует по родной деревне, все-таки он уже горожанин – и здесь звучат интонации не крестьянской, а городской песни, а в мелодии – при всей ее широте – нет распевов (один слог – один звук), и она приобретает характер страстной декламации. Начинаясь с размашистых ходов, мелодия вдруг «надламывается» – уверенная терция заменяется острой увеличенной секундной, а в фортепианной партии возникает щемящий уменьшенный септаккорд в обращении. Поэт подводит трагический итог своей жизни: «Я отцвел не знаю, где. В пьянстве, что ли? В славе ли?»

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Реквием Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама