Свиридов. «У меня отец крестьянин»

My Father is a Farmer

Композитор
Год создания
1957
Дата премьеры
15.12.1957
Жанр
Страна
СССР
Крестьянин. Художник Н.П. Богданов-Бельский

Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано на стихи Сергея Есенина

История создания

Вскоре после премьеры «Поэмы памяти Сергея Есенина», состоявшейся в мае 1956 года, Свиридов вновь обратился к стихам полюбившегося поэта. Им были написаны романсы «Любовь» и «На земле живут лишь раз», и вокальный цикл «У меня отец — крестьянин», явившийся как бы дополнением к Поэме.

«В обоих произведениях воспета русская природа, воплощена сыновняя нежность поэта к родной земле, — пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. — Но в цикле отражено то, что было сознательно обойдено в поэме: быт дореволюционной деревни, любовные переживания, сожаления о потерянной молодости. Там были картины большого масштаба, «живопись маслом», здесь — скромные «акварели», лирические высказывания и небольшие жанровые зарисовки, «сельские картинки»... предшественники есенинского цикла — это песни на слова... Р. Бёрнса (с тем различием, что в новом цикле больше лирики)».

В вокальный цикл вошли семь номеров на стихи Есенина (1895—1925) разных лет, не имеющие названий. Частям Свиридов дал собственные названия: №1, «Сани» (у Есенина «Мелколесье, степь и дали...», 1925), №2, «В сердце светит Русь» («О пашни, пашни...», 1917), №3, «Березка» («Зеленая прическа...», 1918), №4, «Рекрута» («По селу тропинкой кривенькой...», 1914), №5, «Песня под тальянку» («Сыпь, тальянка, сыпь...», 1925), №6, «Вечером» («Заиграй, сыграй, тальяночка», 1912), №7, «Есть одна хорошая песня у соловушки» (у Есенина «Песня», 1925).

Композитор работал нал новым циклом с большим увлечением. Все номера были написаны на протяжении 1956 года, причем первые шесть были опубликованы практически сразу, в нотном приложении к журналу «Советская музыка» №12 за этот год. Полностью цикл вышел из печати в 1957 году с посвящением композитору Владимиру Маклакову. Премьера цикла «У меня отец — крестьянин» состоялась в Москве, в Малом зале консерватории 15 декабря 1957 года. По традиции автор сам аккомпанировал певцам Алексею Масленникову и Евгению Кибкало.

Музыка

Георгий Свиридов (Georgy Sviridov)

«У меня отец — крестьянин» по форме представляет собой сюиту, в центре которой находится образ героя, молодого поэта, крестьянского сына, от имени которого звучат сольные песни, почти все теноровые. «Свиридов... говорит на русском песенном языке, избегая цитатничества и стилизации, — пишет А. Сохор. — От русской народной песни он берет не напевы или отдельные попевки, а типичные жанры, причем те (и только те), из которых исходил Есенин: крестьянскую лирическую песню, обрядовую, трудовую, солдатскую, городской романс... частушку. И все они взяты не в архаическом виде, а так, как звучали в русской деревне перед самой революцией или в первые годы после нее». Огромна в цикле роль аккомпанемента. Он имеет и выразительный, и изобразительный характер, передавая то радость полноты жизни, то бег саней, то пленительную красоту русской природы.

В № 1, «Сани», господствует образ дороги; звучит безыскусный напев на фоне непрерывного движения шестнадцатыми, передающего и бег тройки со звенящими неумолчно колокольчиками, и радость в душе поэта. №2, «В сердце светит Русь», — восторженный гимн родине с широким разливом вдохновенной мелодии, сопровождаемой торжественными «звонами» рояля. Дуэт «Рекрута» (№4) — удалая молодецкая песня с чертами солдатской и старой крестьянской песни, с характерным высоким подголоском тенора, вьющимся над основной мелодией, с «гармошечным» сопровождением. Финал цикла, №7, «Есть одна хорошая песня у соловушки», резко выделяется среди других номеров. Герой возвратился из города. И поет он теперь не песню, а городской романс под аккомпанемент гитары. Его монолог полон тоски и горечи. Это эпилог, «печальное послесловие, итог неудавшейся жизни», по словам критика Л. Поляковой. «Я отцвел не знаю где. В пьянстве, что ли? В славе ли? В молодости нравился, а теперь оставили...» — этими отрывочными фразами, сопровождаемыми протяженными аккордами рояля (будто гитарными), заканчивается цикл.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама