Диего Ортис

Дата рождения
1510
Профессия
Страна
Испания

Ортис, Диего (исп. Diego Ortiz; около 1510, Толедо — год смерти неизвестен) — испанский композитор, музыкальный теоретик и исполнитель на басовой виоле да гамба (т.н. виолон). С 1550-х гг. жил в Италии. В 1555–70 руководил капеллой при дворе герцога Альбы в Неаполе (состояла главным образом из испанских музыкантов).

В историю музыки вошёл как один из первых теоретиков и практиков инструментального варьирования (т.н. диференсиас), принцип которого изложен в его основном труде — «Трактате о глосах…» (изд. в Риме; позднее неоднократно переиздавался в Германии); здесь он всесторонне разработал систему импровизационного варьирования. Трактат состоит из 2 книг; в 1-й излагаются правила исполнения каденций и украшений, каждое из которых иллюстрируется небольшим фрагментом музыкального произведения или отдельным нотным примером; 2-я книга включает сочинения самого Ортиса (17 ричеркаров для виолона и клавесина) и др. композиторов 16 в.

Поставив задачу выработать правила импровизационного варьирования при ансамблевой игре на виолоне и клавесине, Ортис рассматривает 3 вида исполнения: оба музыканта импровизируют на данной основе; мелодия варьируется на виоле, клавесин аккомпанирует по аккордовой основе; произведение исполняется на клавесине, на виолоне играется варьированно один выбранный музыкантом голос. Приведённые в трактате сочинения Ортиса демонстрируют развитую систему композиции. Сложнейшая по ритмике партия виолона во всех образцах даётся в 1-голосном изложении. Партия сопровождения отличается простотой фактуры.

Несмотря на 400-летнюю давность музыки Ортиса, она не кажется устаревшей; его ричеркары входят в репертуар современных гамбистов. Среди других сочинений — сборники вокальных произведений для 4–7 голосов («Musices liber I. Hymnos, magnificat, salve, motecta, psalmos, aliaque diversa cantica complectens», Venise, Gardano, 1565; переизд. в 16 в. в Берлине, Риме, Вене и др. городах Зап. Европы). Изд. 4 ричеркара из трактата Ортиса (импровизации на шансон П. Сандрина; изд. Э. Т. Ферандом в его кн.: «Die Improvisation», 1956); 10 произведений опубликованы К. Проске и И. Г. Весселяком («Musika Divina», 1859–1863, Bd 1, No 3–4); мотет «De Profunctis» издан Э. Эславой («Lira sacrohispana», 1869).

Литературные сочинения: Tratado de glosas sobre clausulas y otros generos de puntos en la mъsica de violones nuevamente puestos en luz, Roma, 1553 (на итал. яз. — Il primo libro de Diego Ortiz, Tolletano… Roma, 1553, факсимиле и пер. на нем. изд. М. Шнайдера, В., 1913, Kassel, 1936).

Литература: Einstein A., Zur deutschen Literatur fur Viola da Gamba im 16. und 17. Jahrhundert, Lpz., 1905 (Publikationen der Internationalen Musikgesellschaft, Beiheft 2); Kinkeldey O., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1910; Subira J., La musica en la Casa de Alba, Barcelona, 1927; Gombosi O., Zur Fruhgeschichte der Folia, «Acta Musicologica», 1936, Bd 8; Ferand E. T., Die Improvisation in der Musik, Z., 1938; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954; eго жe, The repertoire of Book II of Ortiz’s tratado, в кн.: The Commonwealth of music, N. Y. — L., 1965.

Б. В. Доброхотов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Миховил Логар Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Вольтер Писатели
Морис Жарр Композиторы
Эгон Петри Пианисты
Луи Антуан Дюпор Танцовщики
Альберт Коутс Композиторы

Реклама