Диего Ортис

Дата рождения
1510
Профессия
Страна
Испания

Ортис, Диего (исп. Diego Ortiz; около 1510, Толедо — год смерти неизвестен) — испанский композитор, музыкальный теоретик и исполнитель на басовой виоле да гамба (т.н. виолон). С 1550-х гг. жил в Италии. В 1555–70 руководил капеллой при дворе герцога Альбы в Неаполе (состояла главным образом из испанских музыкантов).

В историю музыки вошёл как один из первых теоретиков и практиков инструментального варьирования (т.н. диференсиас), принцип которого изложен в его основном труде — «Трактате о глосах…» (изд. в Риме; позднее неоднократно переиздавался в Германии); здесь он всесторонне разработал систему импровизационного варьирования. Трактат состоит из 2 книг; в 1-й излагаются правила исполнения каденций и украшений, каждое из которых иллюстрируется небольшим фрагментом музыкального произведения или отдельным нотным примером; 2-я книга включает сочинения самого Ортиса (17 ричеркаров для виолона и клавесина) и др. композиторов 16 в.

Поставив задачу выработать правила импровизационного варьирования при ансамблевой игре на виолоне и клавесине, Ортис рассматривает 3 вида исполнения: оба музыканта импровизируют на данной основе; мелодия варьируется на виоле, клавесин аккомпанирует по аккордовой основе; произведение исполняется на клавесине, на виолоне играется варьированно один выбранный музыкантом голос. Приведённые в трактате сочинения Ортиса демонстрируют развитую систему композиции. Сложнейшая по ритмике партия виолона во всех образцах даётся в 1-голосном изложении. Партия сопровождения отличается простотой фактуры.

Несмотря на 400-летнюю давность музыки Ортиса, она не кажется устаревшей; его ричеркары входят в репертуар современных гамбистов. Среди других сочинений — сборники вокальных произведений для 4–7 голосов («Musices liber I. Hymnos, magnificat, salve, motecta, psalmos, aliaque diversa cantica complectens», Venise, Gardano, 1565; переизд. в 16 в. в Берлине, Риме, Вене и др. городах Зап. Европы). Изд. 4 ричеркара из трактата Ортиса (импровизации на шансон П. Сандрина; изд. Э. Т. Ферандом в его кн.: «Die Improvisation», 1956); 10 произведений опубликованы К. Проске и И. Г. Весселяком («Musika Divina», 1859–1863, Bd 1, No 3–4); мотет «De Profunctis» издан Э. Эславой («Lira sacrohispana», 1869).

Литературные сочинения: Tratado de glosas sobre clausulas y otros generos de puntos en la mъsica de violones nuevamente puestos en luz, Roma, 1553 (на итал. яз. — Il primo libro de Diego Ortiz, Tolletano… Roma, 1553, факсимиле и пер. на нем. изд. М. Шнайдера, В., 1913, Kassel, 1936).

Литература: Einstein A., Zur deutschen Literatur fur Viola da Gamba im 16. und 17. Jahrhundert, Lpz., 1905 (Publikationen der Internationalen Musikgesellschaft, Beiheft 2); Kinkeldey O., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1910; Subira J., La musica en la Casa de Alba, Barcelona, 1927; Gombosi O., Zur Fruhgeschichte der Folia, «Acta Musicologica», 1936, Bd 8; Ferand E. T., Die Improvisation in der Musik, Z., 1938; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954; eго жe, The repertoire of Book II of Ortiz’s tratado, в кн.: The Commonwealth of music, N. Y. — L., 1965.

Б. В. Доброхотов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Золтан Кодай Композиторы
Аарон Копленд Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама