Основной тон

Категории словаря

Основной тон — главенствующий звук в рамках данной группы звуков, один из видов центр. элемента соответствующей звуковой системы. Различают О. т. интервала, аккорда, тональности (тоника мелодич. лада), целой пьесы, а также О. т. натурального звукоряда. О. т. представляет опору, устой, исходный пункт.

О. т. интервала - его главный звук, подчиняющий себе другой тон. По П. Хиндемиту (1937), взаиморасположение разностных комбинационных тонов указывает на следующие О. т. в интервалах:

О. т. аккорда - его главный звук, по к-рому определяется его сущность и значение в ладотональности. По Ж. Ф. Рамо (1722), О. т. терцового аккорда есть его "гармонический центр" (centre harmonique), объединяющий связи между звуками аккорда. В отличие от реально звучащего basse-continue, Рамо выстраивает ещё один - basse-fondamentale, представляющий собой последование О. т. аккордов:

Фундаментальный бас явился первым науч. обоснованием гармонич. тональности. В определении О. т. аккорда типа f-а-с-d в C-dur Рамо выдвинул теорию "двойного применения" (double emploi): если аккорд переходит далее в g-g-h-d, его О. т. - звук d, если в с-g-с-е, то f. Ступенная теория гармонии (Г. Й. Фоглер, 1800; Г. Вебер, 1817; П. И. Чайковский, 1872; Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85; Г. Шенкер, 1906, и др.) абсолютизирует терцовый принцип построения аккордов и принимает за О. т. нижний звук аккорда, сведённого к осн. виду - ряду терций; на каждом звуке гаммы как осн. тоне строятся трезвучия и септаккорды (а также нонаккорды). В функциональной теории X. Римана проводится различие между О. т. и примой аккорда (в мажорном аккорде то и другое совпадает, в минорном нет; напр., в а-с-е О. т. - звук а, но прима - е). П. Хиндемит выдвинул новую теорию О. т., к-рый определяется по гармонически наиболее сильному и наиболее определённому для восприятия интервалу (напр., если в аккорде есть квинта, её О. т. становится О. т. всего аккорда; если квинты нет, но есть кварта, функцию общего О. т. выполняет её О. т. и т.д.). Теория О. т. Хиндемита позволяет анализировать и созвучия совр. музыки, недоступные для прежней теории и поэтому даже не считавшиеся аккордами:

Применяемые в 20 в. методы определения О. т. существенно отличаются друг от друга. Напр., в аккорде des-f-as-h (в C-dur, см. пример): согласно наиболее распространённой в школьной гармонии ступенной системе О. т. - звук h; по методу Хиндемита - des (наиболее очевидно для слуха); по функциональной теории Римана - g (хотя и отсутствует в аккорде, оно представляет собой осн. звук доминантовой функции.

О. т. тональности (лада) - главный звук, I ступень ладового звукоряда.

В натуральном звукоряде - нижний тон, в отличие от находящихся выше его призвуков (собственно обертонов).

Литература: Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872; Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884-85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886 (то же, Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960); Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35; Rameau J.-Ph., Traitй de l'harmonie reduite а ses principes naturels, P., 1722; Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1817-1821; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. - N. Y., (1893) (рус. пер. Риман Г., Упрощённая гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1901); его же, Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (рус. пер. Риман Г., Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М. - Лейпциг, 1898, 1929); Hindemith Р., Unterweisung im Tonsatz, TI. 1, Mainz, 1937.

Ю. H. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Механика фортепианная Музыкальные инструменты
Армянская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Adagio, адажио Термины и понятия
Болгарский распев Церковная музыка
Секунда Термины и понятия
Неаккордовые звуки Термины и понятия
Тембр Термины и понятия
Группетто Термины и понятия
Иракская музыка Национальные культуры
Вакханалия Музыкальные жанры
Псалмы Церковная музыка

Реклама