Русские симфонические концерты

Категории словаря
Портрет Митрофана Петровича Беляева работы Репина (1886)

Русские симфонические концерты («Общедоступные русские симфонические концерты») — концерты, организованные М. П. Беляевым и проводившиеся в Петербурге (Петрограде) с 1885 до середины 1918 с целью пропаганды творчества русских композиторов.

«Русским симфоническим концертам» предшествовал концерт русской музыки (названный «Репетиция сочинений А. К. Глазунова»), который состоялся 27 марта 1884 в зале Петропавловского училища под управлением Г. О. Дютша. Концерт, прошедший 23 ноября 1885 в зале Дворянского собрания (в программе сочинения А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова), положил начало регулярному проведению «Русских симфонических концертов» (первоначально также и камерных), с 1886/87 — до 6-7 раз в течение сезона.

Наряду с произведениями М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, композиторов «Новой русской музыкальной школы», П. И. Чайковского здесь прозвучали многие сочинения С. И. Танеева, А. С. Аренского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Концертами дирижировали Римский-Корсаков, Глазунов, А. К. Лядов, Чайковский, Ф. М. Блуменфельд и другие — нередко авторы исполняемых произведений.

«Русские симфонические концерты», прошедшие 22 и 29 июня 1889 во время Всемирной выставки в Париже, способствовали ознакомлению западно-европейской публики и музыкантов с русской музыкой.

«Русские симфонические концерты», в которых постоянно исполнялись новые сочинения русских композиторов, зачастую впервые, сыграли заметную роль в развитии национальной музыкальной культуры. Они представляли собой уникальный в мировой концертной практике того времени тип концертов исключительно отечественной музыки.

В то же время художественный и просветительский эффект «Русских симфонических концертов» снижался в связи с частым включением в программы произведений второстепенных композиторов, близких Беляевскому кружку, жанровым однообразием программ, почти исключавших, например, вокальную музыку. Недостаточная посещаемость «Русских симфонических концертов» объяснялась и полным отсутствием рекламы (принципиальная установка М. П. Беляева).

Анализ «Русских симфонических концертов» давали в своих статьях В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, А. В. Оссовский, H. P. Финдейзен и другие ведущие критики.

Литература: Стасов В., По поводу всемирной выставки, «Северный вестник», 1889, No 10, с. 203–42; его же, Новые проделки г. Буренина, «День», 1889, 28 окт.; его же, Митрофан Петрович Беляев, «РМГ», 1895, No 2, стлб. 81–108 (приложения к статье: Программы русских симфонических концертов за время 1881—1895 гг. и Программы русских квартетных вечеров, там же, стлб. 109–30); Кюи Ц., Итоги русских симфонических концертов. Отцы и дети, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1952, с. 381–86; Гофман Р., Римский-Корсаков в Париже, «СМ», 1958, No 6, с. 48–55; Русская художественная культура конца XIX — начала XX веков. Книга первая, М., 1968, с. 399–400.

Л. З. Корабельникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Балет — история Музыкальные жанры и формы
Ладовый ритм Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Цимбалы Музыкальные инструменты
Высота звука Теория музыки
Септоль Теория музыки
Фольклорный ансамбль Термины и понятия
Музыкальная шкатулка Музыкальные инструменты
Литания Церковная музыка
Allegro, аллегро Теория музыки
Ереван музыкальный Национальные культуры
Дуэт Музыкальные жанры и формы
Труба Музыкальные инструменты

Реклама