итал. ostinato, от лат. obstinatus — упорный, упрямый
Многократное повторение в муз. произв. какого-либо мелодич. или только ритмич., порой и гармонич. оборота. Сочетается со свободным развитием в остальных голосах, выполняет важную формообразующую роль. Хотя термин "О." вошёл в муз. практику лишь в нач. 18 в., образцы применения О. встречались значительно раньше - начиная с 13 в. (О. в теноре, напр. в известном англ. "Летнем каноне"), особенно в полифонич. вок. музыке 15-16 вв. (напр., разл. рода повторения cantus firmus в мотетах и мессах композиторов нидерл. школы). С 16 в. особое значение приобрело применение О. в басу (см. Basso ostinato). В 19-20 вв. роль О. в зап.-европ. музыке ещё более возрастает, что определяется осознанием выразит. возможностей этого приёма (передача особо устойчивых, "прочных" состояний: нагнетание напряжения) и в известной мере связано с влиянием внеевроп. (особенно афр.) муз. культур.
В. А. Вахромеев