Остинато

Категории словаря

Остинато (итал. ostinato, от лат. obstinatus — упорный, упрямый) — многократное повторение в муз. произв. какого-либо мелодич. или только ритмич., порой и гармонич. оборота. Сочетается со свободным развитием в остальных голосах, выполняет важную формообразующую роль. Хотя термин «остинато» вошёл в муз. практику лишь в нач. 18 в., образцы применения О. встречались значительно раньше — начиная с 13 в. (О. в теноре, напр. в известном англ. «Летнем каноне»), особенно в полифонич. вок. музыке 15–16 вв. (напр., разл. рода повторения cantus firmus в мотетах и мессах композиторов нидерл. школы). С 16 в. особое значение приобрело применение О. в басу (см. Basso ostinato). В 19–20 вв. роль О. в зап.-европ. музыке ещё более возрастает, что определяется осознанием выразит. возможностей этого приёма (передача особо устойчивых, «прочных» состояний: нагнетание напряжения) и в известной мере связано с влиянием внеевроп. (особенно афр.) муз. культур.

В. А. Вахромеев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


По-итальянски ostinato значит «упорный», «упрямый». При чем тут музыка? При том, что какая-либо упрямо повторяющаяся фраза, мотив, ритмическая фигура, небольшая мелодия — это очень типичное явление в музыке разных времен и народов. Остинато прежде всего характерно для танцевальной музыки, так как связано с моторикой, движением, периодичностью. А поскольку танцевальность — это одна из первооснов музыки вообще, то и остинатность проникла всюду: в музыку народную и профессиональную, старинную и современную, народов Запада, Востока и Юга.

Остинатность наиболее характерна для мастеров эпохи барокко. Они нередко использовали повторяющуюся мелодию в басу (basso ostinato) как основу композиции, «надстраивая» над ней различные вариации. Типична она и для композиторов XX века. На неизменно повторяющейся ритмической фигуре построено «Болеро» М. Равеля. Так же сделан «эпизод нашествия» в Седьмой симфонии Д. Шостаковича, где показано методичное и неумолимое наступление фашистской военной машины. Музыка Б. Бартока и С. Прокофьева, И. Стравинского и Р. Щедрина, Г. Канчели и А. Тертеряна наполнена остинато, передающим стремительный ритм жизни, ее напряжение и динамику.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Регент Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Сирийская музыка Национальные культуры
Мистерия Термины и понятия
Совершенная система Теория музыки
Критика музыкальная Термины и понятия
Золотое сечение в музыке Термины и понятия
Интермеццо Музыкальные жанры и формы
Децима Теория музыки

Реклама