Партесное пение

Партесное пение (от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия) — стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. П. п. было перенесено в Россию с Украины в сер. 17 в., официально утвердилось со времени приглашения в Москву укр. церк. певчих (1652), но практиковалось и раньше; просуществовало вплоть до последней четверти 18 в., получив распространение по всей России. Термины «П. п.», «партес», «портес» установились в 17 в., что подтверждается рядом историч. документов: «Да выбрати б вам из братии по портесу певцов добрых и красногласных» (грамота 18 ноября 1657); «Свободно убо творим вся прошения их, в грамоте сеи помяненная, в событие приводити… и пения, именуемого партесное» (грамота 1668). Певцы, исполнявшие партесные произв., наз. партесниками.

Тексты для произв. партесного стиля заимствовались из литургии, всенощной и др. служб; использовались и вполне светские тексты. Количество голосов в П. п. колеблется в широких пределах — от 3 до 12, в единичных случаях оно достигает 16, 24 и даже 48. Особенно развитая фактура отличает партесные концерты.

Муз. теоретик последней четв. 17 в. Н. П. Дилецкий различал 2 вида многоголосия в П. п.: «простоестественное» и «борительное или концертовое». В первом случае подразумевалось постоянное многоголосие при непрерывном пении всех голосов и одновременном произнесении ими текста; во втором — переменный склад многоголосия, сопоставления tutti и группы голосов, имитации кратких мелодич. тем, вызывающие разновременное пропевание текста.

Произв. с постоянным многоголосием обычно представляли собой 4-голосную обработку мелодий знаменного и др. распевов. Ведущая мелодия помещалась в теноре, верхние голоса дополняли её до образования трезвучий, иногда неполных; бас, служивший основанием гармонии, характеризовался развитым мелодич. движением и наряду с аккордовыми тонами включал вспомогательные к ним и проходящие звуки. В таком же роде создавались и светские хоровые произведения, примером чему может служить застольная песня анонимного автора:

Произв. с постоянным многоголосием не ограничивались 4-голосным складом — создавались и 6-8-голосные и т. д. В таких случаях композитор обычно не прибегал к заимствованию мелодии, сочиняя всю музыку произведения.

Протяжённые мелодии старинных распевов редко использовались в произв. с переменным многоголосием, написанных, как правило, в форме свободных композиций. Их тематизм интонационно восходил к кантам, фанфарным оборотам инстр. музыки, отд. попевкам знаменного и др. распевов. Большую роль играли и общие формы движения. При тематич. развитии использовались сложные системы имитаций, разнообразные комбинации сопоставлений полного хора и группы голосов (обычно двух или трёх).

Произв. с переменным многоголосием отличались широким применением структур сквозного развития, трёхчастной и рондообразной форм, использованием приёма повторения избранной характерной фразы текста (род припева) и мн. др. Большую роль в сочленении формы играли кадансы, разграничивавшие её разделы. Широкое распространение получила форма цикла «Службы божьей», «Всенощного бдения» и пр., сочетавшая интонационное, гармоническое и тональное единство. В стиле, сменившем П. п., эта форма исчезла и была восстановлена лишь в последней четверти 19 — нач. 20 вв. в произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др. композиторов.

Известны имена более пятидесяти укр. и рус. композиторов — создателей партесных произведений. Среди них: Василий Титов, особенно выделявшийся творч. активностью, Николай Дилецкий, Симеон Пекалицкий, Николай Бавыкин, Николай Калашников, уставщик государевых певчих дьяков при Петре I Стефан Беляев. П. п. распространялось исключительно через копирование рукописей, к-рые сохранились в большом количестве и находятся в Гос. Историч. музее (Москва) и др. архивах. Это б.ч. комплекты хор. партий. Партитур мало, причём они ограничиваются сочинениями с постоянным многоголосием и небольшим числом голосов.

Произв. П. п. писались гл. обр. в C-dur, G-dur, F-dur и их параллелях, однако знаки альтерации обычно выставлялись не при ключе, а при соответствующих звуках (как случайные); они часто пропускались при переписке, что затрудняет восстановление подлинного нотного текста произведения и нередко приводит к ошибкам в публикациях. В нек-рых рукописях встречаются динамич. оттенки: «тихо» (piano) и «голосно» (forte). Обозначение темпа почти нигде не выставлялось, не выписывались и тактовые черты, но размер такта в произведениях с переменным многоголосием указывался.

В. Титов. Концерт в честь Полтавской победы.

До недавнего времени произв. П. п. не издавались, лишь в работах по истории музыки приводились их отд. отрывки. К числу новейших публикаций П. п. принадлежат сборники «Музыка на Полтавскую победу» (М., 1973), «Партесний концерт» (Кипв, 1976). Неск. произв. помещено в кн.: «Хрестоматiя украпнськоп дожовтневоi музики» (Киiв, 1970, 1974); «Похвала хозяину» — застольная песня петровского времени — в кн.: «Хрестоматия по русской хоровой литературе» (М., 1975).

Литература: Дилецкий H., Мусикийская грамматика, СПБ, 1910; Смоленский С. В., Обзор исторических концертов Синодального училища, М., 1895; его же, О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения, «РМГ», 1899, No3-5, 11–14; Преображенский A., Из первых лет партесного пения в Москве, «Музыкальный современник», 1915, No 3; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып. 1, М., 1938; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965; Скребков С. С., Эволюция стиля в русской хоровой музыке, в сб.: Musica antiqua, I, Warsz., 1966; его же. Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII веков. Очерки, М., 1969; Герасимова-Персидская H. A., Характерные композиционные черты многоголосия партесных концертов XVII–XVIII ст., в сб.: Musica antiqua, II, Bydgoszcz, 1969; её же, Жанрово-стилiстичнi ознаки партесного концерту на Украпнi в XVII–XVIII ст., в сб.: Украпнське музикознавство, вип. 6, Кипв, 1971; её же, Народные истоки партесного концерта, в сб.: Musica antiqua, III, Bydgoszcz, 1972; Протопопов Вл., Про хорову багатоголосу композицию XVII — початку XVIII ст., та про Симеона Пекалицького, в сб.: Украiнське музикознавство, вип. 6, Киiв, 1971; его же, Творения Василия Титова, выдающегося русского композитора второй половины XVII — начала XVIII в., в сб.: Musica antiqua, III, Bydgoszcz, 1972; Музыка на Полтавскую победу. Составление, публикация, исследования, комментарии Вл. Протопопова, М., 1973 (Памятники русской музыкальной культуры, вып. 2); Владышевская Т. Ф., Партесный хоровой концерт в эпоху барокко, в кн.: Традиции русской музыкальной культуры XVIII века, М., 1975: Матерiали з icтopii украiнськoi музики. Партесний концерт. Сост. и вступ. статья Н. А. Герасимовой-Персидской, Кипв, 1976.

Вл. В. Протопопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Кобза Национальные культуры
Andantino, андантино Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Tours chaines, тур шене Балет и танец
Battuta, баттута Теория музыки
Маски Музыкальные жанры и формы
Туше Термины и понятия
Прага музыкальная Национальные культуры
Талант Термины и понятия
Кадриль Музыкальные жанры и формы
Grave, граве Теория музыки

Реклама