Иконография музыкальная

Категории словаря

Иконография музыкальная (от греч. eixon — изображение и grapo — пишу) — описание, изучение и систематизация художеств. изображений и фотоснимков музыкантов (композиторов, исполнителей) и муз. инструментов, а также воплощений муз. сюжетов в произв. живописи, графики, в художеств, миниатюре, скульптуре, керамике и т. п. Иконография музыкальная — вспомогат. отрасль музыковедения.

Различают персональную и общую И. м. Персональная И. м. ставит своей задачей критич. отбор и систематизацию изобразит. материала, относящегося к биографии данного композитора или исполнителя, с целью восстановления обстановки жизни, быта, в к-рых протекало и формировалось его творчество. Общая И. м. занимается собиранием и описанием изобразит. материала, относящегося к муз.-исполнительской практике разл. история, эпох и связанной с ней историей муз. быта и муз. инструментария. Этот вид И. м. играет особо важную роль в муз. инструментоведении, сравнит. музыковедении и муз. этнографии.

И. м. нередко представляет единств. надёжный документальный источник, позволяющий восстановить общую картину и особенности обстановки, в к-рой протекало сольное и ансамблевое музицирование в условиях разд. историч. эпох, даёт возможность установить типич. особенности внешнего вида, конструкции и способа держания муз. инструментов. Большой изобразит. материал подобного рода содержится в старинных теоретич. трактатах, муз. руководствах, инстр. школах, на титульных листах старинных нотных изданий.

Одним из ценных источников И. м. является карикатура. Именно на карикатурах, хотя и в преувеличенном, а порой и в гротесковом виде, запечатлены наиболее характерные, бросавшиеся в глаза черты личности музыканта, особенности обстановки музицирования, способов звукоизвлечения на инструменте или типич. манеры дирижирования и т. п.

При изучении муз. культуры отдалённых эпох важным источником И. м. являются наскальные рисунки, относящиеся ещё к временам первобытной культуры, и обнаруженные во время археологич. раскопок предметы быта с изображением муз. инструментов, ритуальных церемоний с участием музыкантов. Богатые иконографич. материалы для изучения др.-рус. муз. культуры представляют миниатюры в летописных сводах, церк. фрески, нар. лубочные картинки.

Задача И. м. как вспомогат. отрасли музыковедения заключается в систематизации и каталогизации источников И. м., исследовании и анализе изобразит. материала, в определении, на основе критич. сопоставления разл. источников, степени его достоверности, в описании собраний и коллекций муз. инструментов. Одновременно разрабатывается методика «изобразительной» истории муз. иск-ва (т.н. «История музыки в изображениях»). В этом аспекте И. м. близко соприкасается с общей историей художеств. культуры.

Один из видов изданий, относящихся к И. м., — альбомы, в к-рых воспроизводится и аннотируется иконографич. материал по той или иной музыкально-историч. теме. Осуществляются и издания подобного типа, воспроизводящие иконографический материал по всей истории муз. иск-ва.

Первым опытом И. м. явился труд нем. лексикографа Э. Л. Гербера, опубликовавшего в 1783 в журн. «Magazine der Musik» иконографию музыкантов. Позднее с дополнениями он издал её в виде аннотированного каталога гравюр, картин, рисунков и скульптур известных музыкантов (композиторов, теоретиков, исполнителей), составившего приложение к его словарю «Историко-биографический лексикон музыкантов» «Historisch-biographisches Lexikon der Tonkunstler», TI 1–2, Lpz., 1790–92).

Значит. развитие И. м. получила с нач. 20 в. в зарубежном, особенно нем., музыковедении. В России первые работы в области И. м. принадлежат H. P. Финдейзену. Ряд важных публикаций по И. м. осуществлён в СССР. Однако в современной И. м. детально разработаны лишь отдельные её области.

Литература: Финдейзен Н., Глинка в Испании и записанные им народные напевы (с иконографией, относящейся к его испан. поездке), СПБ, 1896; его же, Каталог нотных рукописей, писем и портретов М. И. Глинки, СПБ, 1898; Алексеевская Л., Лира из Керчи, П., 1915; Детинов С., Портретные изображения Мусоргского, в кн.: М. П. Мусоргский. Статьи и материалы, под ред. Вас. Яковлева и Ю. Келдыша, М., 1932; Рудакова Е., Прижизненные изображения Глинки. Портреты и зарисовки. Альбом «М. И. Глинка в карикатурах» Н. Степанова (1850–1854), в кн.: М. И. Глинка. Сборник статей, под ред. Е. М. Гордеевой, М., 1958; Цицикян A., Ценная находка (сосуд из Двин с изображением древнего смычкового муз. инструмента), «Коммунист», Ер., 1960, 17 апр.; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, рук. К. А. Вертков, М., 1963; Сергей Прокофьев (альбом), сост. С. И. Шлифштейн, М., 1965; Buhle E., Die musikalische Instrumente in den Miniaturen des fruhen Mittelalters, Blasinstrumente, Lpz., 1903 (Inaugural-Diss.); Leichtentritt H., Was lehren uns die Bildwerke der 14–17, Jahrhunderten uber die Instrumentalmusik ihrer Zeit?, «SIMG», Jahrg. VII, 1905/06, H. 3, S. 315–364; Stоrek K., Musik und Musiker in Karikatur und Satire, Oldenburg, 1910; Deutsch О. Е., F. Schubert. Sein Leben in Bildern, Munch., 1913; его же, Mozart und seine Welt in zeitgenцssischen Bildern, W. A. Mozart, Neue Gesamtausgabe, Serie X, Bd 32, Kassel, 1961; Seiifert M., Bildzeugnisse des 16. Jahrhunderts, «AfM», I, 1918–19; Sauerlandt M., Die Musik in funf Jahrhunderten der europдischen Malerei, Kцnigstein — Lpz., 1922; Moreck C., Die Musik in der Malerei, Munch., 1924; Musik und bildende Kunst in Rahmen der allgemeinen Kunstgeschichte. Festschrift J. Schlosser, W., 1926; Kinski S., Haas R., Sсhnoor H., Geschichte der Musik in Bildern, Lpz., 1929; Marle R. von, Iconographie de l’art profane au moyen-вge et, а la Renaissance, v. 1–2, Den Haag, 1931–32; Reuter F., Les represantations de la musique dans la sculpture romane en France, P., 1938; Della Cоrte A., Gli strumenti musicali nei dipinti della Galleria degli Uffizi, Torino, 1952; Вanaсh J., Tematy muzyczne w plastyce polskiej, kn. 1–2, Kr., 1956–60; Musikgeschichte in Bildern, hrsg. von H. Besseler und M. Schneider, Bd 1–4, Lpz., 1962–67; Murimoude A. P. de, Remarques sur l’iconographie musicale, «Revue de Musicologie», LI, 1965, No 1; Duleba W., Henryk Wieniawski. Kronika zycia, Kr., 1967.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Аппликатура Термины и понятия
Туше Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Струнные инструменты Музыкальные инструменты
Пульт Термины и понятия
Бекар Теория музыки
Demi, деми Балет и танец
Костюм в балете Балет и танец
Фиоритура Термины и понятия
Метриза Термины и понятия
Концерт музыкальный Термины и понятия
Длительность Теория музыки
Туркменская музыка Национальные культуры

Реклама