
Паверман Марк Израилевич (26 V (8 VI) 1907, Одесса — 13 VI 1993, Москва) — советский дирижёр, педагог. Народный артист РСФСР (1962). Член КПСС с 1947.
В 1925 окончил Одесскую консерваторию, в 1930 — Московскую консерваторию по классу дирижирования у К. С. Сараджева. В 1930–31 дирижёр оркестра Советской филармонии («Софил»), в 1931–34 — симфонического оркестра Всесоюзного радио. В 1934–70 главный дирижёр симфонического оркестра в Свердловске (с перерывом в 1938–41, когда Паверман возглавлял симфонический оркестр Ростовской филармонии).
С 1935 преподаватель Свердловской консерватории (с 1946 профессор). Среди его учеников — В. М. Горелик, Е. Б. Терентьев, Е. В. Колобов, П. С. Варивода, П. И. Горбунов.
Паверман внёс большой вклад в развитие музыкальной культуры Урала. Созданный им оркестр Свердловской филармонии принадлежит к числу лучших симфонических коллективов СССР. Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса дирижёров (1938, Москва, 5-я премия).
Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.
Г. Я. Юдин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Прежде чем стать дирижером, Паверман прошел основательную музыкальную подготовку. С шести лет начал он учиться игре на скрипке в своем родном городе — Одессе. После Октябрьской революции юный музыкант поступил в Одесскую консерваторию, носившую тогда неблагозвучное название Муздрамин (Музыкально-драматический институт), где занимался теоретико-композиторскими дисциплинами с 1923 по 1925 год. Ныне его имя можно увидеть на золотой Доске почета этого вуза. Лишь затем Паверман решился посвятить себя дирижированию и поступил в Московскую консерваторию, в класс профессора К. Сараджева. За годы учебы (1925—1930) он проходил также теоретические предметы у А. В. Александрова, А. Н. Александрова, Г. Конюса, М. Иванова-Борецкого, Ф. Кенемана, Е. Кашперовой.
В период обучения способный студент впервые встал за дирижерский пульт. Это случилось весной 1927 года в Малом зале консерватории.
Сразу после окончания консерватории началась профессиональная деятельность Павермана. Сначала он прошел по конкурсу в симфонический оркестр «Советской филармонии» («Софил», 1930), а потом работал в симфоническом оркестре Всесоюзного радио (1931—1934).
В 1934 году в жизни молодого музыканта произошло событие, на долгие годы определившее его артистическую судьбу. Он отправился в Свердловск, где принял участие в организации симфонического оркестра областного Радиокомитета и стал его главным дирижером. В 1936 году этот коллектив был преобразован в симфонический оркестр вновь созданной Свердловской филармонии.
С тех пор прошло более тридцати лет, и все эти годы (за исключением четырех, 1938—1941, проведенных в Ростове-на-Дону), Паверман возглавляет Свердловский оркестр. Неузнаваемо изменился и вырос коллектив за это время, превратившись в один из лучшю оркестров страны. С ним выступали все ведущие советские дирижеры и солисты, здесь прозвучало множестве разнообразных произведений. И вместе с оркестром рос и мужал талант его главного дирижера.
Имя Павермана знают сегодня слушатели не только Урала, но и других областей страны. В 1938 году он стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса дирижеров (пятая премия). Немного найдется городов, где не гастролировал дирижер — самостоятельно или со своим коллективом. В обширном репертуаре Павермана — множество произведений. Среди лучших достижений артиста, наряду с симфониями Бетховена и Чайковского, произведения Рахманинова, который принадлежит к числу любимых авторов дирижера. Огромное число крупных сочинений впервые прозвучало в Свердловске именно под его управлением.
Программы концертов Павермана ежегодно включают и многие произведения современной музыки — советской и зарубежной. Почти все, что создано за последние десятилетия композиторами Урала — Б. Гибалиным, А. Моралевым, А. Пузеем, Б. Топорковым и другими, — входит в репертуар дирижера. Паверман пезнакомил свердловчан также с большинством симфонических произведений Н. Мясковского, С. Прокофьева Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, М. Чулаки и других авторов.
Велик и многогранен вклад дирижера в строительство музыкальной культуры советского Урала. Все эти десятилетия он совмещает исполнительскую деятельность с педагогической. В стенах Уральской консерватории профессор Марк Паверман воспитал десятки оркестровых и хоровых дирижеров, успешно работающих во многих городах страны.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.