Платон Афинский

Профессия
Страна
Древняя Греция

Платон (Platon) Афинский (428 (или 427) — 348 (или 327) до н. э.) — древне-греческий философ, основатель древне-гречеческого философского идеализма.

Ряд его произведения («Государство», «Законы», «Тимей», «Пир», «Филеб» и др.) содержит исследования музыкально-эстетических и музыкально-теоретических проблем. Сторонник древнего синкретизма искусств, Платон выступал против их возрастающей дифференциации. Поэтому Платон отрицательно относился ко многим проявлениям современной ему музыкальной практики: инструментальной музыке как самостоятельному жанру, модернизации струнных инструментов, становлению многоголосия, считал также невозможным применение ладовых организаций с делением тона на мелкие части и т. д.

Большое значение придавал музыкальному воспитанию как важнейшему средству формирования нравственной дисциплины. Платон развил музыкально-космологическую и музыкальную числовую теорию пифагорейцев (см. Пифагор С.). Свои музыкально-теоретические воззрения часто облекал в образно-поэтическую форму (для понимания его взглядов большое значение имеют позднейшие комментарии к его диалогам Плутарха, Халкидия, Прокла, Теона Смирнского и др.).

Платон оказал большое влияние на музыкальную эстетику античности и средневековья.

Издания: Сочинения Платона, переведенные и объясненные проф. В. Н. Карповым, ч. 1–6, СПБ, 1863–79; Piatonis dialogi, hrsg. von Hermann-Wohlrab, Bd 1–6, Lpz., 1921- 1927; OEuvres completes, v. 1–10, 13, P., 1921–41; Античная музыкальная эстетика, вступ. очерк и собр. Текстов A. Ф. Лосева, М., 1960; Соч., т. 1–3, под ред. А. Ф. Лосева и B. Ф. Асмуса, М., 1968–72.

Литература: Малеванский Г., Музыкальная и астрономическая система Платона в связи с другими системами древности, «Труды Киевской духовной Академии», 1883, вып. 2, с. 278–313; Шостьин A., Нравственно-воспитательное значение музыки по воззрениям Платона и Аристотеля, «Богословский вестник», 1898, No 2, с. 48–74; Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; его же, Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История античной эстетики. (Софисты. Сократ. Платон), М., 1969; Герцман E., Основные исторические этапы эволюции античного ладового мышления. Научно-методич. записки Дальневост. ин-та иск-в, Владивосток, 1975, с. 3–13; Piatonis Timaeus interpr. Chalcidio cum eiusdem commentario, ed. by J. Wrobel, Lpz., 1876; Theonis Smyrnaei Expositio rerum matematicorum ad legendum Platonem utilium, ed. by E. Hiller, Lpz., 1878; Teonos Smornaioy Platonikou, Periton katт tт matnmatikтn xrisimon eis ten Platonos anagnosin a-e', traduite pour la lere fois du grec en franзais par J. Dupuis, P., 1892; Mоntargis F., De Platone musico, P., 1886; Regner J., Platos Musiktheorie, Halle, 1924 (Diss.); Tiby О., Note musicologiche al Timeo di Platone, «Dioniso», 1949, No 12, p. 33–55; Kucharski P., La musique et la conception du rйel dans le Philebe, «Revue de philosophie», 1951, No 41, p. 39–59; Ahlvers A., Zahl und Klang bei Platon, Bern — Stuttg., 1952; Sсhuhl P. M., Platon et la musique de son temps, «Revue internationale de philosophie», 1955, No 32, fasc. 2, p. 276–87; Moutsopoulos E., La musique dans l’oeuvre de Platon, P., 1959; Sack E., Piatons Musikasthetik, Stuttg., 1959; Arnоux G., Musique platonicienne. Ame du monde, P., 1960; Riсhter L., Zur Wissenschaftslehre von der Musik bei Platon und Aristoteles, В., 1961; Prоclus, Commentarie sur la Timee, trad. et notes par A. J. Festugiere, t. 1, P., 1966.

E. В. Герцман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама