Юлия Фёдоровна Платонова

Дата рождения
1841
Дата смерти
16.11.1892
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Россия
Юлия Фёдоровна Платонова

Платонова Юлия Фёдоровна (настоящая фамилия Гардер, по мужу Tванева; 1841, Рига — 4 (16) XI 1892, Петербург) — русская певица (лирико-драматическое сопрано).

Пению училась сначала в Митаве (ныне Елгава) у органиста Постеля, затем в Петербурге у Н. Ф. Вителяро. В 1863 дебютировала в Мариинском театре (в партии Антониды), где пела до 1875 (последнее выступление в 1875, уволена в 1876), занимая ведущее положение в труппе. Оставив оперную сцену, выступала в концертах РМО, Бесплатной музыкальной школы и др., а также за рубежом. Преподавала пение в организованной ею частной вокальной школе, в Педагогическом музее в Соляном городке. Среди её учениц — М. Н. Инсарова.

Платонова способствовала продвижению на сцену русских опер, пропагандировала произведения композиторов «Могучей кучки». Благодаря её настойчивости и энергии была возобновлена «Русалка» (1865), осуществлена постановка «Бориса Годунова» (1874).

Первая исполнительница партий в ряде русских опер — Катерина («Гроза» Кашперова, 1867), Мария («Вильям Ратклиф» Кюи, 1869), Салтанетта («Аммалат-Бек» Афанасьева, 1870), Даша («Вражья сила», 1871), Донна Анна («Каменный гость» Даргомыжского, 1872), Ольга («Псковитянка», 1873), Марина Мнишек (1874), а также в заруб. операх, впервые пост. в России, — Эльза («Лоэнгрин», 1868), Берта («Пророк», 1869), Галька (1870), Маженка (1870), Елизавета («Тангейзер», 1874). Среди других партий — Антонида, Людмила; Наташа («Русалка»), Валентина, Алиса («Гугеноты», «Роберт-Дьявол»), Долорес («Фенелла» Обера), Матильда («Вильгельм Телль» Россини), Эльвира («Пуритане» Беллини).

Голос Платоновой не поражал яркостью красок и силой, но отличался мягкостью тембра, звучностью среднего регистра, кристальной чистотой интонации. Осмысленная фразировка и декламационная гибкость придавали её пению особую выразительность. Обладая высокой музыкальной культурой, драматическим талантом, стремясь к простоте и правде, артистка создавала вокально-сценические образы, полные глубокого чувства и сердечной теплоты.

Искусство Платоновой высоко ценили А. С. Даргомыжский, Ц. А. Кюи, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, В. В. Стасов. Даргомыжский работал с ней над партией Наташи, считая Платонову лучшей исполнительницей этой партии, Мусоргский — над ролью Марины Мнишек, Серов написал для певицы партию Даши («Вражья сила»), Кюи — Катарины («Анджело»; премьера оперы состоялась уже после ухода Платоновой со сцены).

Сочинения: Письмо Ю. Платоновой к В. В. Стасову по поводу первой постановки «Бориса», «РМГ», 1895, No 12; Страницы из автобиографии, «СМ», 1983, No 2.

Литература: Серов А. Н., Дебюты г-жи Шрёдер и г-жи Платоновой в опере «Жизнь за царя», «Якорь», 1863, 31 авг.; его же, (Serоf A.), Coup d’oeil our l’opera russe au theatre-Marie… Soprani: m-mes Platonova…, «Le Monde musical», 1870, Janvier, fevrier; см. также Сeров А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Юлия Фёдоровна Платонова, «Музыкальный свет», 1866, Nо 5; Платонова Ю. Ф. (некролог), «ЕИТ». Сезон 1892—1893 гг., СПБ, 1894; А. С. Даргомыжский, Автобиография. Письма. Воспоминания современников, ред. и прим. Ник. Финдейзена, П., 1921; Mусоргский М. П., Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков, М.-Л., 1932; Гозенпуд А., Русский оперный театр XIX века (1857–1872), Л., 1971; его же, Русский оперный театр XIX века (1873–1889), Л., 1973.

А. П. Григорьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Каролин Карлсон Балетмейстеры

рекомендуем

смотрите также

Реклама