Плещеев Александр Алексеевич (5 (16) VI 1778 — 10 (22) III 1862, вероятно, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре) — русский композитор, виолончелист, поэт, драматург.
Родственник поэта В. А. Жуковского и историка Н. М. Карамзина (последний посвятил родителям Плещееву свои «Письма русского путешественника»). В 1799–1817 жил в своём родовом имении Черни, близ Белёва Орловской губернии. Содержал крепостной оркестр и театр, где ставил свои пьесы и оперы, выступал как актёр. Страстный меломан, он устраивал домашние музыкальные вечера (выступал как виолончелист).
С 1817 некоторое время жил в Петербурге. Был членом литературного кружка «Арзамас», в 1818 служил в Дирекции императорских театров, в 1819–20 заведовал придворной труппой, затем состоял чтецом императрицы Марии Фёдоровны.
Плещеев — создатель первых русских вокальных баллад («Светлана» на сл. Жуковского, исполнена с оркестром на домашнем музыкальном вечере у Плещеева в 1814 в Черни). Среди его сочинений выделяется сборник «Баллады и романсы В. А. Жуковского, положенные на музыку для фортепьяно А. А. Плещеевым» (1–2 ч., 1832, Петербург). Писал романсы также на сл. Г. Р. Державина, П. А. Вяземского, И. А. Крылова, А. А. Бестужева-Марлинского.
Автор опер «Тюремкин» (на собственное либретто, 1816, Орёл), «Принужденная женитьба» (на собственное либретто, по комедии «Брак поневоле» Мольера, 1819, Большой театр, Петербург; ошибочно приписывалась В. И. Морковым, а за ним В. В. Стасовым С. Н. Титову), «Аника и Парамон» (куплеты правил А. С. Пушкин, соч. до 1821).
По утверждению Карамзина Плещееву принадлежит музыка к анакреонтической опере с хорами и балетами «Клорида и Милон» (текст В. В. Капниста, 1800, Каменный театр, Петербург), обычно приписываемой Е. И. Фомину. Сочинил музыку к комедии-водевилю Н. Н. Гордеева «Нечаянные женихи» (1837, Петербург).
Литература: «Друг россиян и их единоплеменников обоего пола или Орловский Российский журнал на 1816», 1816, No 5, с. 91; Зейдлиц К., Жизнь и поэзия В. А. Жуковского, СПБ, 1883, с. 44–45; Прокофьев Вс., Из истории русского просвещённого музыкального дилетантизма, в сб.: De Musica, вып. 3, Л., 1927, с. 101–02; Васина-Гроссман В., Русский классический романс XIX в., М., 1956, с. 14, 19–20, 32; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2, М., 1957, с. 115–16; Глумов А. Н. и Доброхотов Б. В., Александр Плещеев, в сб.: Музыкальное наследство, т. 4, М., 1976, с. 28–72.
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.