Польский балет

Народные танцы у поляков зародились в далёкой древности (5-7 вв.). Музыка, песня и танец составляли существенную часть бытовых и культовых языческих обрядов (весенние хороводы, свадебные танцы, праздники урожая и др.). В средние века в Польше танц. сценки входили во мн. нар. игрища, а в 16 в. в интермедии, которые ставились при дворе в Кракове. С танц. фольклором связаны польские нар. танцы - полонез, мазур, оберек, краковяк. Сценич. танец в Польше начал формироваться в 1-й пол. 17 в. Первый балетный спектакль "Освобождение Руджера с острова Альцыны" был показан в 1628 в королевском дворце в Варшаве. В 1643 там же был открыт театр, в котором, кроме итал. и франц. опер, шли спектакли: "Балет Королевы" (1654), "Балет во время коронации короля Яна III" (1676). Постановщиками и исполнителями были итал. и франц. артисты, но танцевали в них и польские придворные. Иностранное влияние долгое время тормозило развитие П. б. В 18 в. аристократы обзаводились балетными труппами из дворцовой челяди. Танцу обучали французы, среди них был Ф. Леду, который основал в 1728 балетную школу (при дворе графа А. Тызенхауза). Ученики (из крестьян) образовали первую польскую труппу, существовавшую в 1785-94 при дворе Станислава Августа Понятовского. Леду и австриец Д. Курц пост. с этой труппой балеты Ж. Ж. Новера и первый нац. балет "Ванда - королева Польши" (1788). Ученики Леду выступали в оперно-драматич. "Театре Народовы" (открыт в Варшаве в 1765), здесь же начали работать первые польские балетм. Е. Валиньский, Ф. Шлянцовский, Ю. Межиньская. В 1818 франц. балетм. Л. Тьерри сформировал постоянную балетную труппу при "Театре Народовы". Среди танцовщиц и танцовщиков были Межиньская, Л. Полихновская, О. Пальчевская и М. Грековский. М. Пион и Межиньская пост. балет, основанный на польском фольклоре, - "Свадьба в Ойцуве" на муз. Курпиньского и Дамсе (1823). В 1832-43 варшавский балет возглавлял француз Пион, поднявший уровень танц. техники и реформировавший школу, в которой готовились кадры для оперного "Театра Вельки" (Большого театра; открыт в Варшаве в 1833). В 19 в. балетом "Театра Вельки" руководили французы и итальянцы. Особенности польского хореографич. искусства накапливались и развивались под влиянием разл. направлений, распространённых в др. европ. странах. В 40-х гг. 19 в. на польскую сцену стали проникать романтич. балеты, чему способствовала деятельность Ф. Тальони, работавшего в "Театре Вельки" в 1843-53 (с перерывами) и сочинившего польский романтич. балет "Индийское утро" Я. Стефани (1844). Совм. с Тальони начинал творч. деятельность первый польский балетм. Р. Турчинович, который поставил в Варшаве "Жизель" (1848), "Эсмеральду" (1851), "Пахиту" (1854) и др., а также нац. балет "Окрестность под Кельце" Стефани (1846). Помимо Турчиновича и его жены К. Турчинович в эти годы были известны артисты: А. и К. Штраус, Т. Гвоздецкая, К. Вендт, М. Фрейтаг, К. Стефаньская, братья Александр и Антонин Тарновские и др. На развитие польского исполнит. искусства оказали влияние гастроли М. Тальони (1838, 1841, 1844) и К. Гризи (1853). К сер. 19 в. восходят связи польского и рус. балетов. В 1851 талантливый характерный танцовщик Ф. Кшесинский (Кшесиньский) приехал в Петербург с труппой польских артистов, где пост. "Свадьбу в Ойцуве" (под назв. "Крестьянская свадьба"). С 1853 Кшесинский поселился в России (его дети - Матильда, Юлия и Юзеф были солистами Петербург. балета). Во 2-й пол. 19 в. в П. б. продолжалось засилие иностр. балетмейстеров, в репертуаре преобладали их постановки. Польские композиторы редко обращались к нац. темам, за исключением дирижёра и комп. А. Зонненфельда, написавшего балет "Пан Твардовский" (1874, балетм. В. Калори). Первой польской прима-балериной была Х. Холевицкая, в балетах выступали М. Рогиньская, Я. Попель, А. Гиллерт, Л. Жондца, М. Купеша. Несмотря на появление сильных танцовщиков, политич., экономич. и социальные условия, в которых находилась Польша, мешали развитию отечеств. балетного искусства. Стремление к внешней эффектности, пышности оформления были характерны для постановок тех лет, спектакли оставались в репертуаре недолго.

Успехи польской балетной школы связаны с гастролями рус. артистов. В "Театре Вельки" выступали: Н. К. Богданова, М. И. Петипа, А. Ф. Бекефи, Н. Г. Легат, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина и др. Л. И. Иванов пост. "Привал кавалерии" (1897, по М. И. Петипа), М. М. Фокин пост. "Шопениану" и "Евнику" Щербачёва (1908). В России работали польские артисты: М. Рутковская, В. Гиллерт, Ф. Нижинский (его дети - Вацлав и Бронислава стали артистами рус. балета).

Первые попытки создать нац. балет были предприняты лишь после 1-й мировой войны 1914-18, когда Польша стала независимым государством. В 1917 при "Театре Вельки" балетм. П. Зайлих организовал новую балетную труппу. Он пост. балеты польских композиторов: "Пан Твардовский" (1921); "Байку" Роговского (1923), "Свитезянку" Моравского (1931) и др. Значит. место в его творчестве занимали возобн. и новые редакции старых ("Жизель", "Шопениана", "Коппелия", "Лебединое озеро", "Фея кукол", "Свадьба в Ойцуве" и др.) и новых балетов из репертуара антрепризы С. П. Дягилева ("Клеопатра", "Шехеразада", "Жар-птица", "Петрушка", "Дафнис и Хлоя"). Зайлих не был новатором, однако он сформировал репертуар широкий, хотя и эклектичный. Ни одна из его постановок не сохранилась в польском балетном театре, а "Пан Твардовский" имел позднее много др. редакций. Заслугой его было то, что он реорганизовал балетную школу при "Театре Вельки" и включил в её программу обучения общеобразовательные предметы. В 1919 в Познани при оперном театре была создана труппа с балетной школой, одним из руководителей которой был Статкевич, автор первой постановки балета "Харнаси" (1938). Небольшие балетные коллективы, выступавшие более или менее регулярно, начали работать также во Львове, Вильно и Катовице. В 1935-39 существовала труппа Польский балет Парнеля, созданная в Варшаве, но выступавшая в др. городах Польши и за рубежом. В репертуаре коллектива были только спектакли Ф. Парнеля, в которых большое место занимали мотивы польского фольклора, решённые как гротеск.

В 1937 была создана независимая труппа под назв. "Польский балет", в её организации принимали участие нац. композиторы, писатели и художники. Под рук. Б. Ф. Нижинской труппа выступала на Междунар. выставке в Париже, затем в Европе и США с польскими балетами: "Краковская сказка" Кондрацкого, "Концерт ми минор" на муз. Шопена, "Песнь о земле" Палестера и др. Ведущими артистами были О. Славская, Н. Юшкевич, З. Килиньский, Ч. Конарский. В 20-30-е гг. большое развитие получил свободный танец, близкий по стилю искусству А. Дункан, и экспрессивно-пластич. танец в стиле М. Вигман, гл. представителями которых были Я. Мечиньская (ученица Э. Жака-Далькроза, имевшая свою школу и коллектив в Варшаве), И. Прусицкая, Г. Гуляницкая и др.

Период между двумя мировыми войнами был сложным этапом в истории П. б. Его формированию мешали внутренние противоречия. Исполнит. искусство накапливало традиции главным образом в жанре характерного танца.

После 2-й мировой войны и фаш. оккупации 1939-45 в Польше не сохранилось ни одной балетной труппы. Возрождение балета началось с образованием Польской Народной Республики. Стали открываться оперные театры, при них формировались новые балетные труппы: в 1945 - в Познани, в том же году - в Бытоме, в 1946 - во Вроцлаве, в 1953 - в Гданьске. В 1965 после восстановления открылся "Театр Вельки" в Варшаве, в 1967 открыт вновь "Театр Вельки" в Лодзи. Небольшие труппы работали при муз. театрах Кракова (с 1954), Быдгоща (с 1956). В 1973 в Познани создан Польский театр танца под рук. К. Джевецкого. Восемь театров оперетты имеют также небольшие балетные труппы. В 1950-51 стали работать хореографич. средние школы в Варшаве, Познани, Бытоме, Гданьске, в 1952 они были реорганизованы в 9-летние(спец. и общеобразоват.). В 1975 открылась школа в Лодзи. В 60-х гг. началась учебная подготовка кадров польских педагогов. В 1963-64 в Варшаве начали работать 2-годичные курсы, где преподавали сов. педагоги. Мн. молодые польские артисты учились на педагогич. и балетмейстерском факультетах в Москве в ГИТИСе и Ленингр. консерватории. П. б. в послевоенном развитии прошёл три осн. этапа. В первые годы после войны труппы ограничивались выступлением в оперных спектаклях. До сер. 50-х гг. ставились преим. балеты, основанные на нар. танцах и сюжетах ("Харнаси", "Свадьба в Ойцуве", "Пан Твардовский"; "Свантевит" Перковского, "Калиостро в Варшаве" и "Золотая утка" Маклякевича). С ростом танц. техники в репертуар большинства театров входили балеты классич. наследия ("Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Коппелия", "Раймонда"), балеты сов. композиторов ("Красный мак", "Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта", "Золушка"), а также новые многоактные балеты польских композиторов, использующих тематику и мотивы нац. истории, нар. преданий и легенд, лит. произв.: "Королевский шут" Кизеветтера, "Мазепа" Шелиговского, "Яхонтовая невеста" и "Песня о тоске" Свежиньского, "Король вихрей" Нововейского, "Есик в Остенде" Бацевич и др. С сер. 60-х гг. характерны поиски нового содержания и новой художеств. формы. Появляются одноактные балеты, часто создаваемые на симфонич. музыку и выражающие общечеловеческие идеалы, чувства, конфликты и стремления ("Четыре Эссеи" на муз. Бёрда, "Ожидание" Блёха, "Голый король" и "Скульптура мастера Петра" Твардовского, "Ниобея" и "Броненосец ?Потёмкин"" Луцюка и др.), а также бессюжетные балеты ("Вариации 4:4" Возняка, "Адажио для струнных инструментов и органа" на муз. Альбинони, "Соната для 2 фп. и ударных" и "Дивертисмент" на муз. Бартока, "Ноктюрн и тарантелла" на муз. Шимановского и др.). Были пост. также балеты "Весна священная", "Орфей", "Жар-птица", "Игра в карты", "История солдата". Репертуар пополнился произв. совр. сов. композиторов ("Каменный цветок", "Шурале", "Лауренсия", "Спартак", "Легенда о любви", "Гаянэ") и балетами классич. наследия ("Эсмеральда", "Дон Кихот"). К сер. 70-х гг. усилилась связь с зарубежным балетом, включались совр. постановки иностр. балетмейстеров. Создателями репертуара были представители трёх поколений польских балетмейстеров, старейшие из которых - Л. Вуйциковский и Ф. Парнель. Наряду с ними работали Я. Яжинувна-Собчак, Е. Каплиньский, М. Копиньский, С. Мищик, Э. Паплиньский, З. Патковский. Их преемники - В. Борковский, К. Джевецкий, В. Груца, Т. Куява, а также выпускники ГИТИСа - Е. Гогул и З. Корыцкий, воспитанники польских школ М. Бохенек, Г. Конвиньский, Е. Макаровский и др.

В Польше работали деятели сов. балета Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев, Н. Г. Конюс, А. М. Соболь, А. В. Чичинадзе, Е. Я. Чанга, А. Р. Томский, А. М. Меллер, балетмейстеры из др. стран - Э. Кёлер-Рихтер (ГДР), П. Шмок (ЧССР), Ф. Адре, А. Родригес (Великобритания), Ж. Лаззини, К. Йосс (ФРГ), Б. Кульберг (Швеция), Э. Вальтер и др. Ведущими солистами П. б. в первые годы после войны были артисты Б. Карчмаревич, О. Глинкувна, С. Покшивиньская, З. Килиньский, В. Борковский, Б. Битнерувна, О. Савицкая, М. Кшишковская, С. Шиманьский, К. Джевецкий; в сер. 70-х гг. - А. Бонюшко, Б. Коцёлковская, Э. Яронь, Р. Юшкат, Э. Выциховская, М. Залейская, К. Вжосек, Я. Смолиньский, Е. Грачик и др.

С 1968 каждые два года в Лодзи проводятся фестивали - Лодзинские балетные встречи с участием зарубежных коллективов.

В довоенные годы ведущие балетоведы - С. Гловацкий и Я. Наумов-Островский, в сер. 70-х гг. в числе исследователей и критиков - Я. Пуделек, М. Драбецская, И. Турска, Б. Мамонтович-Лойек и П. Хыновский. С 1974 в Познани Польским театром танца издаётся (не периодич.) журнал "Танец", где печатаются статьи о балетном искусстве Польши и др. стран.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Пародия Термины и понятия
Каватина Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Тема Термины и понятия
Маска Опера, вокал, пение
Академия Термины и понятия
Рага Музыкальные жанры
Колокола Музыкальные инструменты
Португальская музыка Национальные культуры
Гопак Музыкальные жанры
Диссонанс Термины и понятия
Ballon, баллон Балет и танец
Брамс Иоганнес Биографии

Реклама