Польский балет

Польский балет

Народный танцы у поляков зародились в далёкой древности (5 — 7 вв.). Музыка, песня и танец составляли существенную часть бытовых и культовых языческих обрядов (весенние хороводы, свадебные танцы, праздники урожая и др.). В средние века в Польше танц. сценки входили во мн. нар. игрища, а в 16 в. в интермедии, к-рые ставились при дворе в Кракове. С танц. фольклором связаны польские нар. танцы — полонез, мазур, оберек, краковяк.

Сценич. танец в Польше начал формироваться в 1-й пол. 17 в. Первый балетный спектакль «Освобождение Руджера с острова Альцыны» был показан в 1628 в королевском дворце в Варшаве. В 1643 там же был открыт т-р, в к-ром, кроме итал. и франц. опер, шли спектакли: «Балет Королевы» (1654), «Балет во время коронации короля Яна III» (1676). Постановщиками и исполнителями были итал. и франц. артисты, но танцевали в них и польские придворные. Иностранное влияние долгое время тормозило развитие П. б.

В 18 в. аристократы обзаводились балетными труппами из дворцовой челяди. Танцу обучали французы, среди них был Ф. Леду, к-рый основал в 1728 балетную школу (при дворе графа А. Тызенхауза). Ученики (из крестьян) образовали первую польскую труппу, существовавшую в 1785 — 94 при дворе Станислава Августа Понятовского. Леду и австриец Д. Курц пост, с этой труппой балеты Ж. Ж. Новера и первый нац. балет «Ванда — королева Польши» (1788). Ученики Леду выступали в оперно-драматич. «Т-ре Народовы» (открыт в Варшаве в 1765), здесь же начали работать первые польские балетм. Е. Валинь-ский, Ф. Шлянцовский, Ю. Межиньская.

В 1818 франц. балетм. Л. Тьерри сформировал постоянную балетную труппу при «Т-ре Народовы». Среди танцовщиц и танцовщиков были Межиньская, Л. Полихновская, О. Пальчевская и М. Грековский. М. Пион и Межиньская пост, балет, основанный на польском фольклоре, — «Свадьба в Ойцуве» на муз. Курпиньского и Дамсе (1823).

В 1832 — 43 варшавский балет возглавлял француз Пион, поднявший уровень танц. техники и реформировавший школу, в к-рой готовились кадры для оперного «Театра Бельки» (Большого т-ра; открыт в Варшаве в 1833). В 19 в. балетом «Т-ра Бельки» руководили французы и итальянцы. Особенности польского хореографич. иск-ва накапливались и развивались под влиянием разл. направлений, распространённых в др. европ. странах.

В 40-х гг. 19 в. на польскую сцену стали проникать романтич. балеты, чему способствовала деятельность Ф. Тальони, работавшего в «Т-ре Бельки» в 1843 — 53 (с перерывами) и сочинившего польский романтич. балет «Индийское утро» Я. Стефани (1844). Совм. с Тальони начинал творч. деятельность первый польский балетм. Р. Турчинович, к-рый поставил в Варшаве «Жизель» (1848), «Эсмеральду» (1851), «Пахиту» (1854) и др., а также нац. балет «Окрестность под Кельце» Стефани (1846). Помимо Турчиновича и его жены К. Турчинович в эти годы были известны артисты: А. и К. Штраус, Т. Гвоздец-кая, К. Вендт, М. Фрейтаг, К. Стефаньская, братья Александр и Антонин Тарковские и др. На развитие польского исполнит, иск-ва оказали влияние гастроли М. Тальони (1838, 1841, 1844) и К. Гризи (1853).

К сер. 19 в. восходят связи польского и рус. балетов. В 1851 талантливый характерный танцовщик Ф. Кшесинский (Кшесиньский) приехал в Петербург с труппой польских артистов, где пост. «Свадьбу в Ойцуве» (под назв. «Крестьянская свадьба»). С 1853 Кшесинский поселился в России (его дети — Матильда, Юлия и Юзеф были солистами Петербург. балета).

Во 2-й пол. 19 в. в П. б. продолжалось засилие иностр. балетмейстеров, в репертуаре преобладали их постановки. Польские композиторы редко обращались к нац. темам, за исключением дирижёра и комп. А. Зонненфельда, написавшего балет «Пан Твардовский» (1874, балетм. В. Калори). Первой польской прима-балериной была X. Холевицкая, в балетах выступали М. Рогиньская, Я. Попель, А. Гиллерт, Л. Жондца, М. Купеша. Несмотря на появление сильных танцовщиков, политич., экономич. и социальные условия, в к-рых находилась Польша, мешали развитию отечеств, балетного иск-ва. Стремление к внешней эффектности, пышности оформления были характерны для постановок тех лет, спектакли оставались в репертуаре недолго.

Успехи польской балетной школы связаны с гастролями рус. артистов. В «Т-ре Вельки» выступали: Н. К. Богданова, М. И. Петипа, А. Ф. Бекефи, Н. Г. Легат, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина и др. Л. И. Иванов пост. «Привал кавалерии» (1897, по М. И. Петипа), М. М. Фокин пост. «Шопениану» и «Евнику» Щербачёва (1908). В России работали польские артисты: М. Рутковская, В. Гиллерт, Ф. Нижинский (его дети — Вацлав и Бронислава стали артистами рус. балета).

Первые попытки создать нац. балет были предприняты лишь после 1-й мировой войны 1914 — 18, когда Польша стала независимым гос-вом. В 1917 при «Т-ре Вельки» балетм. П. Зайлих организовал новую балетную труппу. Он пост, балеты польских композиторов: «Пан Твардовский» (1921); «Байку» Роговского (1923), «Свитезянку» Моравского (1931) и др. Значит, место в его творчестве занимали возобн. и новые редакции старых («Жизель», «Шопениана», «Коппелия», «Лебединое озеро», «Фея кукол», «Свадьба в Ойцуве» и др.) и новых балетов из репертуара антрепризы С. П. Дягилева («Клеопатра», «Шехеразада», «Жар-птица», «Петрушка», «Дафнис и Хлоя»).

Зайлих не был новатором, однако он сформировал репертуар широкий, хотя и эклектичный. Ни одна из его постановок не сохранилась в польском балетном т-ре, а «Пан Твардовский» имел позднее много др. редакций. Заслугой его было то, что он реорганизовал балетную школу при «Т-ре Вельки» и включил в её программу обучения общеобразовательные предметы.

В 1919 в Познани при оперном т-ре была создана труппа с балетной школой, одним из руководителей к-рой был Статкевич, автор первой постановки балета «Харнаси» (1938). Небольшие балетные коллективы, выступавшие более или менее регулярно, начали работать также во Львове, Вильно и Катовице. В 1935 — 39 существовала труппа Польский балет Парнеля, созданная в Варшаве, но выступавшая в др. городах Польши и за рубежом. В репертуаре коллектива были только спектакли Ф. Парнеля, в к-рых большое место занимали мотивы польского фольклора, решённые как гротеск.

В 1937 была создана независимая труппа под назв. «Польский балет», в её организации принимали участие нац. композиторы, писатели и художники. Под рук. Б. Ф. Нижинской труппа выступала на Между нар. выставке в Париже, затем в Европе и США с польскими балетами: «Краковская сказка» Кондрацкого, «Концерт ми минор» на муз. Шопена, «Песнь о земле» Палестера и др. Ведущими артистами были О. Славская, Н. Юшкевич, З. Килиньский, Ч. Конарский. В 20 — 30-е гг. большое развитие получил свободный танец, близкий по стилю иск-ву А. Дункан, и экспрессивно-пластич. танец в стиле М. Виг-ман, гл. представителями к-рых были Я. Мечиньская (ученица Э. Жака-Далькроза, имевшая свою школу и коллектив в Варшаве), И. Прусицкая, Г. Гуляницкая и др.

Период между двумя мировыми войнами был сложным этапом в истории П. б. Его формированию мешали внутренние противоречия. Исполнит. иск-во накапливало традиции гл. обр. в жанре характерного танца.

После 2-й мировой войны и фаш. оккупации 1939 — 45 в Польше не сохранилось ни одной балетной труппы. Возрождение балета началось с образованием Польской Народной Республики. Стали открываться оперные т-ры, при них формировались новые балетные труппы: в 1945 — в Познани, в том же году — в Бытоме, в 1946 — во Вроцлаве, в 1953 — в Гданьске. В 1965 после восстановления открылся «Т-р Вельки» в Варшаве, в 1967 открыт вновь «Т-р Вельки» в Лодзи. Небольшие труппы работали при муз. т-рах Кракова (с 1954), Быдгоща (с 1956). В 1973 в Познани создан Польский театр танца под рук. К. Джевецкого. Восемь т-ров оперетты имеют также небольшие балетные труппы. В 1950 — 51 стали работать хореографич. средние школы в Варшаве, Познани, Бытоме, Гданьске, в 1952 они были реорганизованы в 9-летние (спец. и общеобразоват.).

В 1975 открылась школа в Лодзи. В 60-х гг. началась учебная подготовка кадров польских педагогов. В 1963 — 64 в Варшаве начали работать 2-годич-ные курсы, где преподавали сов. педагоги. Мн. молодые польские артисты учились на педагогич. и балетмейстерском ф-тах в Москве в ГИТИСе и Ленингр. консерватории. П. б. в послевоенном развитии прошёл три осн. этапа. В первые годы после войны труппы ограничивались выступлением в оперных спектаклях. До сер. 50-х гг. ставились преим. балеты, основанные на нар. танцах и сюжетах («Харнаси», «Свадьба в Ойцуве», «Пан Твардовский»; «Свантевит» Перковского, «Калиостро в Варшаве» и «Золотая утка» Маклякевича).

С ростом танц. техники в репертуар большинства т-ров входили балеты классич. наследия («Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Коппелия», «Раймонда»), балеты сов. композиторов («Красный мак», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Золушка»), а также новые многоактные балеты польских композиторов, использующих тематику и мотивы нац. истории, нар. преданий и легенд, лит. произв.: «Королевский шут» Кизеветте-ра, «Мазепа» Шелиговского, «Яхонтовая невеста» и «Песня о тоске» Свежиньского, «Король вихрей» Нововейского, «Есик в Остенде» Бацевич и др.

С сер. 60-х гг. характерны поиски нового содержания и новой художеств, формы. Появляются одноактные балеты, часто создаваемые на симфонич. музыку и выражающие общечеловеческие идеалы, чувства, конфликты и стремления («Четыре Эссеи» на муз. Бёрда, «Ожидание» Блёха, «Голый король» и «Скульптура мастера Петра» Твардовского, «Ниобея» и «Броненосец, Потёмкин»» Луцюка и др.), а также бессюжетные балеты («Вариации 4:4» Возняка, «Адажио для струнных инструментов и органа» на муз. Альбинони, «Соната для 2 фп. и ударных» и «Дивертисмент» на муз. Бартока, «Ноктюрн и тарантелла» на муз. Шимановского и др.). Были пост. также балеты «Весна священная», «Орфей», «Жар-птица», «Игра в карты», «История солдата».

Репертуар пополнился произв. совр. советских композиторов («Каменный цветок», «Шурале», «Лауренсия», «Спартак», «Легенда о любви», «Гаянэ») и балетами классич. наследия («Эсмеральда», «Дон Кихот»). К сер. 70-х гг. усилилась связь с зарубежным балетом, включались совр. постановки иностр. балетмейстеров.

Создателями репертуара были представители трёх поколений польских балетмейстеров, старейшие из к-рых — Л. Вуйциковский и Ф. Парнель. Наряду с ними работали Я. Яжинувна-Собчак, Е. Каплиньский, М. Копиньский, С. Мищик, Э. Паплиньский, З. Патковский. Их преемники — В. Борковский, К. Джевецкий, В. Груца, Т. Куява, а также выпускники ГИТИСа — Е. Гогул и З. Корыцкий, воспитанники польских школ М. Бохенек, Г. Конвиньский, Е. Макаровский и др.

В Польше работали деятели сов. балета Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев, Н. Г. Конюс, A. M. Соболь, А. В. Чичинадзе, Е. Я. Чанга, А. Р. Томский, A. M. Меллер, балетмейстеры из др. стран — Э. Кёлер-Рихтер (ГДР), П. Шмок (ЧССР), Ф. Адре, А. Родригес (Великобритания), Ж. Лаззини, К. Иосс (ФРГ), Б. Кульберг (Швеция), Э. Вальтер и др. Ведущими солистами П. б. в первые годы после войны были артисты Б. Карчмаревич, О. Глинкувна, С. Покшивиньская, З. Килиньский, В. Борковский, Б. Битнерувна, О. Савицкая, М. Кшишковская, С. Шиманьский, К. Джевецкий; в сер. 70-х гг. — А. Бонюшко, Б. Коцёлковская, Э. Яронь, Р. Юшкат, Э. Выциховская, М. Залейская, К. Вжосек, Я. Смолиньский, Е. Грачик и др.

С 1968 каждые два года в Лодзи проводятся фестивали — Лодзинские балетные встречи с участием зарубежных коллективов.

В довоенные годы ведущие балетоведы — С. Гловацкий и Я. Наумов-Островский, в сер. 70-х гг. в числе исследователей и критиков — Я. Пуделек, М. Драбецская, И. Турска, Б. Мамонтович-Лойек и П. Хыновский. С 1974 в Познани Польским т-ром танца издаётся (не периодич.) журнал «Танец», где печатаются статьи о балетном иск-ве Польши и др. стран.

И. Турска
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Польская музыка

реклама

вам может быть интересно

Клавиатура Музыкальные инструменты
Монгольская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Опера комик Термины и понятия
Экспериментальная музыка Термины и понятия
Cantabile, кантaбиле Термины и понятия
Лигатура Теория музыки
Портатив Музыкальные инструменты
Музыкальный момент Музыкальные жанры и формы
Стокгольм музыкальный Национальные культуры
Парафраза Музыкальные жанры и формы
Мелограф Термины и понятия

Реклама