Portamento, портаменто

Категории словаря

итал., от portare la voce — переносить голос; франц. port de voix

В игре на смычковых инструментах способ исполнения мелодии при помощи замедленного скольжения пальца по струне от одного положения к другому. Близко к глиссандо; однако если указание на глиссандо даётся самим композитором в нотном тексте, то использование Р., как правило, предоставляется на усмотрение исполнителя. Применение Р. определялось в первую очередь развитием на скрипке позиционной игры и обусловленной этим необходимостью достижения при переходе из позиции в позицию плавного соединения звуков в кантилене. Поэтому использование Р. неразрывно связано с аппликатурой, аппликатурным мышлением исполнителя. Во 2-й пол. 19 в., с развитием виртуозной техники игры, возрастающим значением в инстр. музыке тембра, Р. в сочетании с вибрато начинает играть всё более важную роль, давая возможность исполнителю разнообразить и варьировать окраску звуков. Распространённым приёмом выразит. игры Р. становится лишь в 20 в., приобретя новый смысл в исполнит. практике Э. Изаи и особенно Ф. Крейслера. Последний применил в сочетании с интенсивным вибрато, разл. рода акцентами смычка и приёмом portato широкую и разнообразную гамму оттенков Р. В отличие от классич. Р., значение к-рого сводилось лишь к плавному соединению звуков, в современном исполнительстве Р. стало одним из важнейших средств художественной интерпретации.

Практически возможны след. виды Р.:

В первом случае скольжение производится пальцем, берущим начальный звук, а последующий, более высокий, берётся другим пальцем; во втором - скольжение производится в основном пальцем, берущим высокий звук; в третьем - скольжение и извлечение начального и последующего звуков осуществляется одним и тем же пальцем. В художеств. отношении возможность применения разл. способов исполнения Р. целиком определяется интерпретацией данного муз. отрывка, муз. фразы и индивидуальным вкусом исполнителя, т.к. каждый из приведённых способов исполнения Р. сообщает звучанию особую окраску. Поэтому, используя тот или иной способ, исполнитель может придать разл. оттенок звучания одной и той же муз. фразе. Неоправданное употребление вок. и инстр. Р. приводит к манерности исполнения.

Литература: Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1955, с. 172-78.

И. М. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

Обиходный звукоряд Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Двойной канон Термины и понятия
Акцент в музыке Термины и понятия
Полистилистика Термины и понятия
Художественность Термины и понятия
Узбекский балет Балет и танец
Акт, действие Термины и понятия
Нью-Йорк Города
Рококо Течения в искусстве
Боливийская музыка Национальные культуры

Реклама