
Пуни оставил след в искусстве исключительно как автор многочисленных балетов. Его музыка дансантна, мелодична, отличается ясностью формы, четкостью и разнообразием ритма. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.
Цезарь Пуни (Чезаре Пуньи) родился 31 мая 1802 года в Генуе. Музыкальное образование получил в родном городе, занимаясь у А. Ролла, Б. Азиоли и К. Соливы. Творческий путь начал с духовных сочинений, позднее обратился к оперному жанру, создав оперы «Вендетта», «Ричард Эдинбургский», «Контрабандист» и другие. В течение некоторого времени работал в знаменитом миланском театре Ла Скала пианистом. Но основная его деятельность была связана с балетом.
Всего им было создано 312 балетов, наиболее известные из которых и по сей день занимают значительное место на театральных сценах. Первые его балеты были созданы в конце 20-х годов XIX века, причем композитор сотрудничал с самыми крупными хореографами того времени — П. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леоном.
В его балетах танцевали выдающиеся балерины, в том числе Карлотта Гризи, Мария Тальони, Фанни Эльслер. Наиболее популярными стали «Макбет», «Осада Кале», «Замок Кенильворт», «Чертова мельница», «Маркитантка», «Мраморная красавица», «Ундина», «Эсмеральда», «Скрипка дьявола».
В 1851 году Пуни был приглашен в Петербург, где получил должность сочинителя балетной музыки при императорских театрах, которую и занимал до конца жизни. Здесь началось его многолетнее сотрудничество с выдающимся хореографом М. Петипа.
Совместно с Петипа им было создано для Мариинского театра 35 балетов, в числе которых — «Дочь фараона» (1862), «Конек-Горбунок» (иначе «Царь-девица», 1864) по сказке Ершова, «Царь Кандавл» (1868).
Балеты Пуни занимали значительное место в репертуаре императорского театра, шли и на других сценах в течение длительного времени. Пуни скончался 14 (26) января 1870 года в Петербурге.
Пуньи, Чезаре (Цезарь Пуни) (итал. Cesare Pugni; 31 V 1802, Генуя — 14 (26) I 1870, Петербург) — итальянский композитор. Учился у А. Ролла и др. в Миланской консерватории. В ранний период творчества писал церковную музыку, затем оперы, которые ставились в различных городах Италии, а также в Лондоне, Вене, Берлине.
Некоторое время служил пианистом в театре «Ла Скала» в Милане. С конца 1820-х гг. писал балеты, которые главным образом принесли Пуньи известность; выделялись «Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника», «Наяда и рыбак». Пуньи работал с хореографами П. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леоном, более 20 лет сотрудничал с М. Петипа. В его балетах танцевали самые знаменитые в то время балерины — Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Эльслер и др.
В 1851–70 работал в Петербурге, занимал должность сочинителя балетной музыки при петербургских императорских театрах. Написал для Мариинского театра 35 балетов, в т. ч. «Конёк-Горбунок» (или «Царь-девица», по сказке П. П. Ершова, пост. 3 (15) XII 1864, в бенефис танцовщицы М. Н. Муравьёвой). «Конёк-Горбунок» долго оставался единственным балетом на русский сюжет; Пуньи ввёл в его музыку популярные русские мелодии («Соловья» А. Алябьева, народные песни и пляски — «По улице мостовой», трепак и др.).
Балеты Пуньи обнаруживают знание композитором специфики танца; хотя музыка не представляет высокой художественной ценности, она отличается мелодичностью, ясностью формы, чёткостью и многообразием ритма.
Сочинения:
оперы (10) — Вендетта (1832, Милан), Ричард Эдинбургский (1832, Триест), Контрабандист (Il contrabbandiere, 1833 Милан) и др.; 312 балетов, в т. ч. Элерц и Дзульмида (1826, Милан), Ундина (1843, Париж; 2-я ред. Наяда и рыбак, 1851, Петербург), Эсмеральда (по В. Гюго, 1844, Лондон), Скрипка дьявола (Le violon du diable, 1849, Париж), Дочь фараона (1862, Петербург), Царь Кандавл (1868, Петербург); вставные номера к балету «Корсар» А. Адана (1868); симфонии; около 40 месс; камерно-инструментальные произведения.
Литература: (Ивинг А.), Конёк-Горбунок, Балет в 5 действиях, (М.), 1929; Эсмеральда, музыка Ц. Пуни, Л., 1935 Ленинградский Гос. академич. театр оперы и балета); Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958, с. 235–36 и др.; её же, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963, с. 13–17; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954, p. 90, 101, 107.
А. Я. Ортенберг
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.