Серафин, Туллио (итал. Tullio Serafin; 8 XII 1878, Роттанова-ди-Каварцере, Венеция — 3 I 1968, Рим) — итальянский дирижёр.
Учился игре на скрипке у Дж. Де Анджелиса, М.Саладинои Дж. Коронаро в Миланской консерватории (до 1889). Играл на скрипке и альте в оркестре театра «Ла Скала» в Милане. Как дирижёр дебютировал в 1900 в Ферраре («Аида»), работал в оперных театрах Венеции, Палермо, Флоренции, Рима, а также Турина, где был главным дирижёром (1903–06), позднее возглавлял оркестр театра «Даль Верме» в Милане. Одновременно концертировал в качестве симфонического дирижёра, руководил симфоническим оркестром «Аугустео» в Риме. В 1909–11 и с 1946 главный дирижёр театра «Ла Скала», в 1924–35 — «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), где выступал с известными певицами — М. Каллас и А. Стеллой, затем работал в Риме (театр «Комунале»).
Серафин дирижировал в крупнейших театрах стран Западной Европы и Северной Америки, до 1960-х гг. возглавлял фестивали «Флорентийский музыкальный май», выступал с симфоническими оркестрами. Пропагандировал главным образом оперы современных композиторов — дирижировал итальянскими премьерами «Воццека» Берга (1942, Рим), «Питера Граймса» Бриттена, «Кавалера роз» Р. Штрауса и др., а также операми «Псковитянка», «Садко», «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (ряд его опер под управлением Серафина был поставлен впервые в США). В последние годы жизни был консультантом оперного театра в Риме.
Серафин — один из ведущих (после А. Тосканини) представителей итальянской дирижёрской школы, воплотивший её лучшие черты — романтическую взволнованность, праздничную приподнятость; его интерпретации отличались соразмерностью всех компонентов исполнительской манеры.
Литературные сочинения: Stile, tradizioni e convenzioni del melodramma italiano, v. 1–2, Mil., 1958–64 (совм. с A. Toni).
Г. Я. Юдин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Современник и соратник Артуро Тосканини, Туллио Серафин — подлинный патриарх современных итальянских дирижеров. Его плодотворная деятельность охватывает более полувека и сыграла важную роль в развитии итальянского музыкального искусства. Серафин — прежде всего оперный дирижер. Воспитанник Миланской консерватории, он впитал в себя старые традиции национальной оперной школы с ее культом мелодической красоты и широкого романтического пафоса, наиболее отчетливо проявившимся в музыке XIX века. После окончания учебы Серафин играл на скрипке в оркестре театра и совершил с труппой ряд турне по разным странам. Затем он вернулся в консерваторию, где изучал композицию и дирижирование, и в 1900 году дебютировал за пультом театра в Ферраре, проведя «Любовный напиток» Доницетти.
С тех пор известность молодого дирижера стала быстро расти. Уже в начале века он выступал в театрах Венеции, Палермо, Флоренции и Турина; в последнем работал постоянно в 1903—1906 годах. После этого Серафин руководил в Риме концертами оркестра «Аугустео», в Милане театром «Даль Верме» и уже в 1909 году стал главным дирижером «Ла Скала», с которым на протяжении многих лет был тесно связан и которому отдал много сил и таланта. Здесь он завоевал известность уже не только в традиционном итальянском репертуаре, но и как отличный интерпретатор опер Вагнера, Глюка, Вебера.
Следующие десятилетия — период высшего расцвета таланта Серафина, годы, когда он завоевывает мировую славу, гастролирует в большинстве театров Европы и Америки. В течение десяти лет он был одним из ведущих дирижеров «Метрополитен-опера», а на родине возглавлял римский театр «Коммунале» и фестивали «Флорентийский музыкальный май».
Славясь исполнением итальянской оперной музыки, Серафин никогда не ограничивал свой репертуар узким кругом избранных ее шедевров. И на родине и за рубежом он постоянно пропагандировал творчество современников, исполняя лучшие произведения композиторов разных стран. Так, многие итальянские оперы XX века впервые увидели свет рампы в Лондоне, Париже, Буэнос-Айресе, Мадриде, Нью-Йорке благодаря этому музыканту. «Воццек» Берга и «Соловей» Стравинского, «Ариана и Синяя борода» Дюка и «Питер Граймс» Бриттена, «Кавалер роз», «Саломея», «Без огня» Р. Штрауса, «Псковитянка». «Золотой петушок», «Садко» Римского-Корсакова — все эти оперы впервые поставил в Италии Серафин. Многие оперы Римского-Корсакова впервые прозвучали и в США под управлением Серафина, так же как «Жизнь коротка» де Фальи, «Соррчинская ярмарка» Мусоргского, «Турандот» Пуччини и «Джоконда» Понкьелли.
Серафин до глубокой старости не оставлял активной артистической деятельности. В 1946 году он вновь стал художественным руководителем возрожденного театра «Ла Скала», в пятидесятых годах совершал большие турне, во время которых дирижировал концертами и спектаклями в Европе и США, и еще в 1958 году провел на «Флорентийском музыкальном мае» оперу Россини «Дева озера». В последние годы Серафин был консультантом Римской оперы.
Глубокий знаток вокального искусства, работавший с величайшими вокалистами нашего времени, Серафин способствовал своими советами и помощью выдвижению ряда талантливых певцов, среди которых М. Каллас и А. Стелла.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.