Вальтрауд Майер

Waltraud Meier

Вальтрауд Майер / Waltraud Meier

В 1983 году из Байрейта пришла радостная весть: "зажглась" новая вагнеровская "звезда"! Ее имя - Вальтрауд Майер.

С чего все началось...

Вальтрауд родилась в Вюрцбурге в 1956 году. Сперва училась играть на блокфлейте, потом на фортепиано, но, как рассказывает сама певица, беглостью пальцев она не отличалась. И когда у нее не получалось выразить свои эмоции на клавиатуре, она в полной ярости захлопывала крышку пианино и начинала петь.

Пение было для меня всегда совершенно естественным способом самовыражения. Но я никогда не думала, что это станет моей профессией. Зачем? Я и так бы всю жизнь музицировала.

По окончании школы она поступила в университет и собиралась стать педагогом английского и французского. А частным образом брала уроки вокала. Кстати, что касается вкусов, то ее страстью в те годы была вовсе не классические композиторы, а группа "Би Джиз" и французские шансонье.

И вот спустя год частных занятий по вокалу мой педагог вдруг предложил мне прослушаться на вакантное место в оперном театре Вюрцбурга. Я подумала: а почему бы и нет, я же ничего не теряю. Я этого не планировала, моя жизнь от этого не зависела. Я спела, и меня взяли в театр. Я дебютировала в роли Лолы в опере Масканьи "Сельская честь". Позже я перешла в мангеймский оперный театр, где стала работать над вагнеровскими ролями. Моей первой партией стала партия Эрды из оперы "Золото Рейна". Мангейм для меня был своего рода фабрикой - я сделала там более 30 ролей. Я пела все меццо-сопрановые партии, в том числе и те, которых я тогда еще не была достойна.

Университет, понятно, Вальтрауд Майер закончить не удалось. Но и музыкального образования, как такового, она тоже не получила. Ее школой были театры. После Мангейма последовали Дортмунд, Ганновер, Штуттгарт. Затем Вена, Мюнхен, Лондон, Милан, Нью-Йорк, Париж. И, конечно же, Байрейт.

Вальтрауд и Байрейт

О том, как Вальтрауд Майер попала в Байрейт, певица рассказывает так.

После того, как я уже несколько лет проработала в различных театрах и уже исполняла вагнеровские партии, настало время прослушаться и в Байрейте. Я позвонила туда сама и приехала на прослушивание. И тут большую роль в моей судьбе сыграл концертмейстер, который, увидев у меня клавир "Парсифаля", предложил спеть именно Кундри. На что я сказала: что? здесь, в Байрейте? Кундри? Я? Упаси Боже, никогда! Он сказал: ну, почему же? Здесь-то вы и сможете себя показать. Тогда я согласилась и спела ее на прослушивании. Так в 83 году в этой роли я дебютировала на сцене Байрейта.

Бас Ганс Зотин так вспоминает о своем первом сотрудничестве с Вальтрауд Майер в 1983 году в Байрейте.

Мы пели в Парсифале. Это был ее дебют в роли Кундри. Оказалась, что Вальтрауд - очень любит с утра поспать и в двенадцать, полпервого она приходила с таким заспанным голосом, я думал, Боже, справишься ли ты сегодня с ролью вообще. Но удивительно - через полчаса ее голос прекрасно звучал.

После 17 лет тесного сотрудничества между Вальтрауд Майер и руководителем байрейтского фестиваля, внуком Рихарда Вагнера, Вольфгангом Вагнером, возникли непримиримые разногласия, и певица заявила о своем уходе из Байрейта. То, что от этого проиграл фестиваль, а не певица - абсолютно ясно. Вальтрауд Майер с ее вагнеровскими персонажами уже вошла в историю. Рассказывает режиссер Венской государственной оперы Ангела Цабра.

Когда я познакомилась с Вальтрауд здесь в Государственной опере, ее представляли как вагнеровскую певицу. Ее имя было неразрывно связано с Кундри. Говорят Вальтрауд Майер - читай Кундри. Она в совершенстве владеет своим ремеслом, своим голосом, подаренным ей Господом, она дисциплинирована, она работает над своей техникой до сих пор, она не прекращает учиться. Это существенная часть ее жизни, ее личности - у нее всегда ощущение, что она должна дальше работать над собой.

Коллеги о Вальтрауд Майер

А вот какого мнения о Вальтрауд Майер дирижер Даниель Баренбойм, с которым она не только сделала несколько постановок, выступала в концертах, но и записала "Кольцо нибелунга", "Тристана и Изольду", "Парсифаль", "Тангейзера":

Когда певец молод - он может произвести впечатление голосом, талантом. Но с течением времени многое зависит от того, насколько артист продолжает работать дальше и развивать свой дар. Это все есть у Вальтрауд. И еще: она никогда не отделяет музыку от драмы, а всегда связывает эти составляющие.

Режиссер Юрген Флимм:

Говорят, что Вальтрауд - сложный человек. При этом она всего лишь умна.

Бас Ганс Зотин:

Вальтрауд, как говорится, рабочая лошадка. Если вам удастся соприкоснуться с ней в жизни, то у вас совершенно не возникнет впечатления, что перед вами примадонна с какими-нибудь причудами, капризами или переменчивым настроением. Она совершенно нормальная девчонка. Но вечером, когда поднимается занавес, она преображается.

Режиссер Венской государственной оперы Ангела Цабра:

Она проживает музыку душой. Она увлекает и зрителей, и коллег идти ее путем.

Что же думает о себе сама певица:

Считают, что я хочу быть во всем безупречной, совершенной. Возможно, это так. Если мне что-нибудь не удается, то я, конечно, недовольна. С другой стороны, я знаю, что должна немного щадить себя и выбирать, что для меня важнее - техническое совершенство или выразительность? Конечно, было бы здорово, совместить верный образ с безупречным, совершенным чистым звуком, беглыми колоратурами. Это - идеал и к этому, разумеется, я всегда стремлюсь. Но если это в какой-то вечер не удается, я думаю, что мне важнее донести до публики смысл, заложенный в музыке, и чувства.

Вальтрауд Майер — актриса

Вальтрауд посчастливилось работать с выдающимися режиссерами своего времени (или им с ней?) - Жан-Пьер Поннель, Гарри Купфер, Петер Конвичный, Жан-Люк Бонди, Франко Дзеффирелли и Патрис Шеро, под руководством которого она создала неповторимый образ Марии из оперы Берга "Воццек".

Кто-то из журналистов назвал Майер "Каллас нашего времени". Сперва мне показалось это сравнение очень далеким. Но потом, я поняла, что имел в виду коллега. Певиц с прекрасным голосом и совершенной техникой не так мало. А вот актрис среди них - единицы. Мастерски - с театральной точки зрения - созданный образ - это то, что отличало Каллас 40 с лишним лет назад, и это то, за что ценят Вальтрауд Майер сегодня. Сколько за этим стоит работы - знает только она.

Для того чтобы я сказала - сегодня роль удалась, - необходимо сочетание многих факторов. Во-первых, для меня важно, найти верный путь для создания образа в процессе самостоятельной работы. Во-вторых, на сцене очень многое зависит от партнера. Идеально, если мы можем играть с ним в паре, как в пинг-понге, перекидываясь друг с другом шариком.

Я очень чувствую костюм - мягкий он, струится ли ткань или он сковывает мои движения - от этого меняется моя игра. Парики, макияж, декорации - все это для меня важно, это то, что я могу включить в свою игру. Свет тоже играет большую роль. Я всегда ищу освещенные места и играю со светом и тенью. Наконец, геометрия на сцене, как расположены друг к другу герои - если параллельно к рампе, лицом к публике, как в греческом театре, тогда зритель оказывается вовлеченным в происходящее. Другое дело, если они обращены друг к другу, тогда их диалог носит очень личный характер. Это все очень важно для меня.

Директор Венской оперы Иоан Холендер, который знает Вальтрауд вот уже 20 лет, называет ее актрисой высочайшего класса.

У Вальтрауд Майер от спектакля к спектаклю появляются новые краски, нюансы. Поэтому ни одно представление не похоже на другое. Я очень люблю ее Кармен, но также и Сантуццу. Моя любимая роль в ее исполнении - Ортруд. Она неописуема!

Вальтрауд, по собственному признанию, честолюбива. И каждый раз она ставит планку немного выше.

Иногда я начинаю бояться, что не справлюсь. Такое произошло с Изольдой: я ее выучила и уже пела в Байрейте, и вдруг поняла, что, по собственным критериям, недостаточно созрела для этой роли. То же самое произошло и с ролью Леоноры в "Фиделио". Но все же я продолжала работать. Я не из тех, кто опускает руки. Я ищу до тех пор, пока не найду.

Основное амплуа Вальтрауд - меццо-сопрано. Партию Леоноры Бетховен написал для драматического сопрано. И эта не единственная сопрановая партия в репертуаре Вальтрауд. В 1993 году Вальтрауд Майер решила попробовать себя в качестве драматического сопрано - и это ей удалось. С тех пор ее Изольда из оперы Вагнера - одна из лучших в мире.

Говорит режиссер Юрген Флимм:

Ее Изольда стала уже легендой. И это оправдано. Она блестяще владеет ремеслом, техникой, вплоть до малейших деталей. Как она работает над текстом, музыкой, как она это объединяет - не многие это могут. И еще: она умеет вжиться в ситуацию на сцене. Она продумывает, что происходит в голове у персонажа, и затем воплощает это в движениях. А то, как она умеет выразить характер голосом - это фантастика!

Вальтрауд Майер:

Над большими партиями, такими как, к примеру, Изольда, где только чистого пения почти 2 часа, я начинаю работать заранее. Я ее стала учить за четыре года до того, как впервые вышла с ней на сцену, откладывая клавир и начиная снова.

Ее Тристан, тенор Зигфрид Ерузалем, так рассказывает о работе с Вальтрауд Майер.

Я вот уже 20 лет пою с Вальтрауд с величайшим удовольствием. Она - великая певица и актриса, это знаем мы все. Но, кроме того, мы с ней еще отлично подходим друг к другу. У нас прекрасные человеческие отношениями, и, как правило, схожие взгляды на искусство. Не случайно нас называют идеальной парой в Байрейте.

Почему именно Вагнер стал ее композитором, Вальтрауд Майер отвечает так:

Его сочинения интересуют меня, заставляют меня развиваться и идти дальше. Тематика его опер, уже только с психологической точки зрения, безумно интересна. Работать над образами можно бесконечно, если подходить к этому детально. Например, сейчас взглянуть на эту роль с психологической стороны, теперь с философской или, к примеру, изучить только текст. Или посмотреть оркестровку, ведение мелодии или то, как Вагнер использует голосовые возможности. И, наконец, потом все это объединить. Этим я могу заниматься бесконечно. Мне кажется, я никогда не закончу над этим работать.

Другим идеальным партнером, по мнению немецкой прессы, явился для Вальтрауд Майер Пласидо Доминго. Он - в роли Зигмунда, она - вновь в сопрановой партии Зиглинды.

Пласидо Доминго:

Вальтрауд является сегодня певицей высочайшего класса в первую очередь в немецком репертуаре, но и не только. Достаточно упомянуть ее роли в операх "Дон Карлос" Верди или "Кармен" Бизе. Но особенно ярко ее талант раскрывается в вагнеровском репертуаре, где есть партии будто написанные для ее голоса, например Кундри в "Парсифале" или Зиглинда в "Валькирии".

Вальтрауд о личном

Вальтрауд Майер живет в Мюнхене и считает этот город по-настоящему "своим". Она не замужем и у нее нет детей.

То, что профессия оперной певицы повлияла на меня - это понятно. Постоянные разъезды приводят к тому, что очень трудно сохранять дружеские связи. Но, вероятно, именно поэтому я осознанно уделяю этому больше внимания, ведь друзья значат для меня очень много.

О недолгой профессиональной жизни вагнеровских певиц известно всем. Вальтрауд уже побила все рекорды в этом отношении. И все же, говоря о будущем, грустная нотка появляется в ее голосе:

Я уже задумываюсь о том, как долго мне еще суждено петь, но эта мысль не тяготит меня. Мне важнее знать, что мне сейчас нужно делать, в чем моя задача сейчас, в надежде, что когда придет день и я буду вынуждена прекратить - по какой бы то ни было причине - я спокойно с этим смирюсь.

Карина Кардашева, operanews.ru

реклама

вам может быть интересно

Пабло Казальс Инструменталисты
Фанни Эльслер Танцовщики

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

09.01.1956

Профессия

певица

Тип голоса

меццо-сопрано, сопрано

Страна

Германия

просмотры: 7168
добавлено: 06.01.2011