Пюньо, Рауль (фр. Raoul Stéphane Pugno; 23 VI 1852, Монруж, близ Парижа — 3 I 1914, Москва) — французский пианист, органист и композитор. По национальности итальянец.
Учился в Парижской консерватории (1866–69) у Ж. Матиаса (фортепиано) и А. Тома (композиция). Участник Парижской Коммуны 1871. Церковный органист (1871–92) и капельмейстер (с 1878) в Париже. С 1892 преподавал в Парижской консерватории (до 1896 профессор по классу гармонии, в 1896–1901 — по классу фортепиано).
Дебютировал как пианист в возрасте 41 года в концерте Парижской консерватории, быстро завоевав мировую известность (в концертах играл только по нотам). С 1896 выступал также в ансамбле со скрипачом Э. Изаи. Гастролировал в странах Европы, в США, в России (умер во время концертной поездки).
Игра Пюньо отличалась техническим блеском, мягкостью туше, элегантностью, большой ритмической свободой (частое применение tempo rubato); особенности его интерпретаций отразились в его редакциях произведений Ф. Шопена и Ж. Массне. Большое место в репертуаре Пюньо занимали сочинения С. Франка, Шопена. Имеются многочисленные грамзаписи исполненных им сочинений К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ф. Листа и др. Автор музыкальных произведений традиционного характера, инструктивных пособий «Искусство работать за фортепиано» («L’art de travailler le piano. Etude des gammes», 1908) и «Уроки, записанные Раулем Пюньо. Шопен» («Les lecons ecrites de Raul Pugno. Chopin», 1910).
Сочинения:
оперы (комические) — Нинетта (1882, Париж), Двойник (Le Sosie, 1887), Червонный валет (Le Valet de coeur, 1888), Возвращение Улисса (Le Retour d'Ulysse, 1889, Париж); оперетты — Призвание Мариуса (La Vocation de Marius, 1890, Париж); балеты — Мальчик-с-пальчик (Le petit poucet, 1891, Париж), Бабочки (Les Papillons, 1884, Лондон), пантомима Канатная плясунья (La Danseuse de corde, 1892 Париж); оратория Воскрешение Лазаря (La Resurrection de Lazare, 1879); сюита для оркестром; концертштюк для фортепиано с оркестром (1900); соната и др. пьесы для фортепиано; романсы и песни; музыка к драм. спектаклю «Мёртвый город» («La Ville morte» Г. дАннунцио; закончена Н. Буланже).
Литература: Schonberg H. С., The great pianists, N. Y., 1963, с. 13, 267, 269, 270–72, 381.
Г. М. Коган
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.