Нинель Даутовна Юлтыева

Ninel Yultyeva

Нинель Даутовна Юлтыева / Ninel Yultyeva

Её адажио

Нинель Юлтыева — балерина, хореограф, педагог — с ее именем связаны этапные события хореографического искусства Татарии, о чем мы знали и что можем освежить в памяти, прочтя ее мемуары, названные «Адажио моей памяти». Название точно передает тональность повествования. «Адажио» обозначает медленный темп, танцевальные композиции лирического характера. Так — в противовес многим нынешним изданиям этого жанра, где текст низводится подчас до уровня бытовых баек и спекулирует на экстравагантном раскрытии тайн ремесла, — писали в прошлом, неспешно и достойно вспоминая пережитое. Юлтыева так и повествует — бережно, честно, без обид и раздражения. А ее детские годы (особенно если посмотреть на них с высоты восьмидесяти прожитых лет) для раздражения, если не сказать — злобы, давали немало поводов. Отец, известный башкирский писатель, драматург, главный редактор нескольких газет и журналов, общественный деятель Даут Юлтый, страстно верил в святое коммунистическое дело (в память о вожде пролетариата, с которым встречался лично, он и дал имя дочери) и был расстрелян как «враг народа». Мать на долгих десять лет оторвали от детей, заточив в мордовских лагерях. Но нет никакой ненависти («времена не выбирают» — становится одним из лейтмотивов книги) — просто детские воспоминания завязывают интригу жизни, определяющим моментом которой становится поступление в Ленинградское хореографическое училище в 1935 году.

Далее авторский взгляд останавливается на лицах знаменитых педагогов. Среди них — Александр Ширяев, который подписывал свои письма, адресованные Нинель, «твой дедушка Ширяев». Он был главным (и долгое время незаменимым) помощником самого Мариуса Петипа, про которого любивший вспылить гений говорил, махнув рукой: «Пусть Ширяй ставит!» Александр Викторович и ставил, а заодно преподавал, снискав славу легендарного педагога. Среди его профессиональных заслуг — придание самостоятельности характерному танцу, который перестал быть лишь украшением дивертисментных сцен. Благодаря его стараниям и его, что немаловажно, деньгам дочери «врага народа» Нинель Юлтыевой в 37-м разрешили продолжать учебу в ленинградском училище.

Звучит со страниц книги и чистый голос Марии Романовой, педагога автора мемуаров и матери Галины Улановой. В небольшом объеме текста удивительно подробно прописан образ блестящего учителя Марии Федоровны («между собой мы называли ее Марфушей»), а отдельные детали (всю ночь Романова пекла пирожки, чтобы передать «Галюше в Москву») делают этот образ по-человечески близким и понятным.

Немало в воспоминаниях и персон, неизвестных широкому кругу любителей балета. Например, выпускница ГИТИСа Янина Брунак, ученица Леонида Лавровского, которой была доверена постановка «Шурале», а Юлтыева танцевала Сюимбике. «С точки зрения хореографии это был совершенно оригинальный спектакль, и, на мой взгляд, он остался недооцененным», — резюмирует автор. На пороге коммунальной квартиры в Армянском переулке Нинель неизменно встречал Коля — шустрый сынишка Янины, размахивавший саблей, и «сейчас Янину Брунак больше знают как маму замечательного актера Николая Караченцова и, к сожалению, почти не знают как талантливого балетмейстера, автора одной из лучших постановок «Шурале».

Закрытая тяжелым железным занавесом Отчизна окружала себя антуражем развивающихся искусств, и в каждой республике, союзной и автономной, учреждался репертуарный, стационарный театр оперы и балета. Это было своеобразным свидетельством державной мощи. И у каждого была налаженная, структурированная жизнь, подчиненная четким задачам: освоить классику, создать спектакли, отмеченные национальным колоритом, и готовиться к Дням культуры в Москве. Каждая труппа имела своего признанного лидера, в Театре имени Мусы Джалиля весь репертуар держался на Юлтыевой. Звезда казанской сцены, она привнесла в ремесло строгую душу ленинградского балета. Путешествуя по своей сценической жизни, автор вспоминает и свой дебют — заглавную партию в балете «Зюгра» — и многих из галереи созданных ролей: Никию и Жизель, Китри, Аврору и Лауренсию, Эсмеральду, Марию («Бахчисарайский фонтан»), Катерину («Каменный цветок»), Сари («Тропою грома»)... Новое здание Татарского театра оперы и балета открылось балетом «Лебединое озеро» — спектаклем, который поставила Нинель Юлтыева и сама же исполнила в нем главную партию.

Без всякого лукавства написано о моменте, чрезвычайно болезненном для каждого танцовщика: Юлтыева не испытывала судьбу и ушла со сцены в сорок лет. Сразу пошла учиться — на балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. Потом, возглавив балетную труппу родного театра, поставила на его сцене многие балеты классического наследия: «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу», «Шопениану» и «Баядерку». Может показаться неуместным это перечисление биографических фактов, но именно они, прописанные в книге поразительно просто и чисто, становятся основой повествования. Как и рассказы о кратких встречах с Аркадием Райкиным, и более подробных — с великими балетными людьми: Агриппиной Вагановой, Леонидом Якобсоном, Петром Гусевым, Федором Лопуховым (особое значение — впервые опубликованная переписка с хореографом). Не только для великих — а их в книге немало — найдены добрые слова, но и для помощницы по дому Надюши, ставшей близким и родным человеком, — тоже. А о тех, с кем пришлось работать, но не довелось стать близким, автор вспоминает не по-современному корректно.

Последние главы — о работе в Египте и Венесуэле, где в классе Нинель Юлтыевой стажировался звездный танцовщик Хулио Бокка, и о буднях Казанского хореографического училища, которым она, основатель национальной балетной школы, руководит по сей день. Училищу едва исполнилось три года в 2001 году, а Нинель Даутовна уже принимала гостей придуманного ею Открытого фестиваля хореографических училищ и школ, который стал традиционным.

Сегодня, когда ревизии подверглась сама модель театров, большинство из них борется за выживание, но только не Казанский. И в том, что сейчас есть бренд — Казанский балет, весомый не только на пространстве России, есть огромная заслуга Нинель Юлтыевой — трижды народной артистки: России, Татарстана и Башкортостана. Только сама она, судя по мемуарам, от этого не потеряла ни разума, ни скромности, ни достоинства.

Юлтыева Н. «Адажио моей памяти». Казань: АБВ, 2006.

Елена Федоренко

Дата рождения

03.02.1926

Дата смерти

23.11.2014

Профессия

балерина, балетмейстер, педагог

Страна

Россия, СССР

просмотры: 1037
добавлено: 06.09.2007

реклама

вам может быть интересно

Теодор Адорно Композиторы
Франко Альфано Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

03.02.1926

Дата смерти

23.11.2014

Профессия

балерина, балетмейстер, педагог

Страна

Россия, СССР

просмотры: 1037
добавлено: 06.09.2007