Пурандарадаса

Дата рождения
1480
Дата смерти
1564
Профессия
Страна
Индия

Пурандарадаса Зинаппа или Шриниваса (ок. 1480, вероятно, Пурандагарха — 1564) — индийский поэт, музыкант, музыкальный теоретик.

Как гласит предание, в молодости был богат, вёл праздную жизнь, затем роздал всё имущество бедным, стал странствующим аскетом-харидасом (букв. «рабом Хари», т. е. бога Вишну). Он наиболее полно выразил идеи религиозно-реформаторского движения харидасов.

Пурандарадаса — основоположник классической музыки Южной Индии (карнатской музыки). В 15–16 вв. произошло разделение индийской музыки на две основные традиции: северную (хиндустани) и южную (карнатика). Для каждой из них характерны свои стиль, музыкальные формы, жанры, манера исполнения и др.

Имя Пурандарадасы овеяно легендами. Предания приписывают ему огромное количество сочинений (500 тыс. песен) в форме деваранама (песнопения в честь бога), сулади (развёрнутые многочастные песни, где каждый раздел построен на иной мётроритмической основе — тала), югабхога (небольшие поэмы речитативного склада), пада (лирические песни аллегорического характера). Сохранились лишь поэтические тексты его произведений (на языке каннада), они исполняются на музыку композиторов более позднего времени, прежде всего т.н. Троицы карнатской музыки — Муттусуоми Дикшитара, Тьягараджи, Шияма Шастри.

Пурандарадаса классифицировал множество южно-индийских раг в единую систему, основой которой служит мелакарта (т. е. главный звукоряд, от которого производятся другие). Пурандарадаса изобрёл «теоретический звукоряд», т.н. майямалавагаула, объясняющий все внутренние сопряжения тонов (в отличие от северо-индийской традиции, в карнатской музыке существует возможность ладовой модуляции в процессе развёртывания музыкального материала).

Будучи выдающимся педагогом, Пурандарадаса разработал систему упражнений для исполнителей: пиларигита (простые небольшие песни для начинающих), сарали варисаи (начальные упражнения по овладению техникой внутри определённого звукоряда), джанта варисаи (упражнения по обыгрыванию парных последовательностей тонов).

Литература: Sitaramiah v. , Purandaradasa, New Delhi, 1971; Deva Chaltanya В., Indian music, New Delhi, 1974.

Б. Ю. Тихомиров
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама