Леонид Исаакович Ройзман

Дата рождения
04.01.1916
Дата смерти
26.03.1989
Профессия
Страна
СССР
Леонид Исаакович Ройзман

Ройзман Леонид Исаакович (22 XII 1915 (4 I 1916), Киев — 26 III 1989, Москва) — советский органист, пианист, педагог и музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1982).

Окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера (1938) и органа у А. Ф. Гедике (1941), аспирантуру у них же (фортепиано, 1941; орган, 1946). С 1942 преподаёт в Московской консерватории (специальное фортепиано и орган, с 1963 профессор).

Многие советские органисты — ученики Ройзмана, в т. ч. Н. Н. Гуреева, Л. Д. Дигрис, Г. И. Козлова, В. И. Тебенихин, О. Г. Янченко, Б. А. Романов, Э. Д. Мгалоблишвили. В 1958–69 председатель Постоянной комиссии по органостроению, с 1969 зам. председателя Совета по органостроению Министерства культуры СССР. Ройзман — член Международной редакционной коллегии Нового издания сочинений И. С. Баха (Neue Bach-Ausgabe, издаётся в ГДР и ФРГ).

Виртуозное владение органом, масштабность и выразительная образность игры сочетаются у Ройзмана с благородной строгостью интерпретации. Его обширный репертуар включает произведения различных стилей — от Я. Свелинка, Ф. Куперена, И. С. Баха до С. Франка, П. Хиндемита, А. Ф. Гедике, Д. Д. Шостаковича. Крупнейший советский органист, Ройзман выступает в СССР и за рубежом.

Автор исследований по истории органной культуры в России и СССР, статей по вопросам фортепианной педагогики в советской и зарубежной печати. Им опубликована антология «Советская органная музыка» (2 тт., 1971, 1974), осуществлена редакция клавирных сочинений И. С. Баха (кроме «Хорошо темперированного клавира»), Г. Ф. Генделя, серии «Старые мастера» (6 вып.), фортепианных сонат Й. Гайдна (3 тт., новая ред.), фортепианных концертов Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Н. А. Римского-Корсакова, С. М. Ляпунова, Э. Мак-Доуэлла, а также фортепианных произведений советских композиторов для учащихся (свыше 500) и др.

Сочинения:

Карл Черни и его редакция клавирных сочинений И. С. Баха, «СМ», 1940, No 10; М. И. Глинка и органная культура России в 1-й половине XIX столетия, в сб.: Памяти Глинки, М., 1958; Новые органы, «СМ», 1959, No 12; Органная культура Эстонии, М., 1960; Гедике — органист, в кн.: А. Ф. Гедике, М., 1960; О воспитании пианиста-исполнителя, «СМ», 1960, No 11; Из истории органной культуры в России (2-я пол. XVII в.), в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Из истории органного искусства в России во 2-й половине XVIII столетия, в сб.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; О работе над полифоническими произведениями И. С. Баха и Г. Ф. Генделя с учащимися-пианистами, в кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып. 2, М., 1965; Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов, там же; Пути расширения полифонического репертуара в фортепианных классах музыкальных училищ, в сб.: Методические записки по вопросам музыкального образования, М., 1966; Советская органная культура и её своеобразие, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5, M., 1969; На всю жизнь…, «СМ», 1971, No 2; О фортепианных транскрипциях органных сочинений старых мастеров, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 3, М., 1973; Заметки о некоторых клавирных произведениях И. С. Баха, особенно о токкатах, там же, вып. 4, М., 1976, и др.

Литература: Боришпольский M., Гармоничное искусство, «СМ», 1966, No 7; Благой Д., Выдающийся органист, там же, 1969, No 12; Леонид Ройзман, M., 1972 (буклет «Советские органисты»).

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Фриц Буш Дирижёры

рекомендуем

смотрите также

Реклама