Аннелизе Ротенбергер

Anneliese Rothenberger

Дата рождения
19.06.1926
Дата смерти
24.05.2010
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Германия
Автор

Когда пришла грустная весть о кончине Аннелизе Ротенбергер, автору этих строк пришла на память не только пластинка в личной фонотеке с записью кристально-чистого голоса этой прелестной певицы. За пластинкой последовало еще более грустное воспоминание о том, что когда в 2006-ом году умер великий тенор Франко Корелли, итальянские выпуски телевизионных новостей не сочли должным упомянуть об этом. Нечто подобное было суждено и немецкой сопрано Аннелизе Ротенбергер, скончавшейся 24 мая 2010-ого года в Мюнстерлингене, в кантоне Тургау в Швейцарии, неподалеку от Боденского озера. Американские и английские газеты посвятили ей прочувствованные статьи. И все же этого было мало для такой значительной артистки, как Аннелизе Ротенбергер.

Жизнь длинная, насыщенная успехами, признанием, любовью публики. Ротенбергер родилась 19 июня 1924-ого года в Мангейме. Ее педагогом по вокалу в Высшей музыкальной школе была Эрика Мюллер, известная исполнительница репертуара Рихарда Штрауса. Ротенбергер была идеальным лирико-колоратурным сопрано, нежным, искристым. Голос небольшой, но красивый по тембру и идеально «воспитанный». Казалось, она самой судьбой была предназначена для героинь Моцарта и Рихарда Штрауса, для ролей в классических опереттах: прелестный голос, высочайшая музыкальность, очаровательная внешность, обаяние женственности. Девятнадцатилетней девушкой она вышла на сцену в Кобленце, а в 1946-ом году стала постоянной солисткой Гамбургской оперы. Здесь она спела партию Лулу в одноименной опере Берга. С Гамбургом Ротенбергер не порывала до 1973-его года, хотя ее имя украшало афиши более знаменитых театров.

В 1954-ом году, когда певице было всего тридцать лет, ее карьера делает решительный взлет: она дебютирует на Зальцбургском фестивале и начинает выступать в Австрии, где для нее распахнуты двери Венской оперы. Более двадцати лет Ротенбергер была звездой этого знаменитого театра, который для многих меломанов является храмом оперы. В Зальцбурге она пела Папагену, Фламинию в опере Гайдна «Лунный мир», штраусовский репертуар. С годами ее голос чуть потемнел, и она обратилась к ролям Констанцы в «Похищении из сераля» и Фьордилиджи из «Cosi fan tutte». И все же наибольший успех сопутствовал ей в более «легких» партиях: Софи в «Кавалере розы», Зденки в «Арабелле», Адели в «Летучей мыши». Софи стала ее «фирменной» партией, в ней Ротенбергер осталась незабываемой и непревзойденной. Критик The New Times так оценил ее: «Для нее существует только одно слово. Она чудесна». Знаменитая певица Лотте Леман назвала Аннелизе «лучшей Софи в мире». По счастью, интерпретация Ротенбергер в 1962-ом году была заснята на пленку. За пультом стоял Герберт фон Караян, а партнершей певицы в роли Маршальши была Элизабет Шварцкопф. Ее дебюты на сценах миланского Ла Скала и театра Колон в Буэнос-Айресе также состоялись в роли Софи. А вот в Метрополитен Опера в Нью-Йорке Ротенбергер впервые появилась в роли Зденки. И здесь поклонникам чудесной певицы повезло: мюнхенский спектакль «Арабеллы» под управлением Кайлберта и с участием Лизы Делла Каза и Дитриха Фишера-Дискау запечатлен на видео. А в роли Адели искусством Аннелизе Ротенбергер можно наслаждаться, смотря киноверсию оперетты под названием «О... Розалинда!», вышедшую в 1955-ом году.

В Мет певица дебютировала в 1960-ом году в одной из лучших своих ролей, Зденки в «Арабелле». Она пела на нью-йоркской сцене 48 раз и была любимицей публики. В анналах оперного искусства осталась постановка «Бала-маскарада» с Ротенбергер в роли Оскара, Леони Ризанек – Амелией и Карло Бергонци – Ричардом.

Ротенбергер пела Илию в «Идоменее», Сюзанну в «Свадьбе Фигаро», Церлину в «Дон Жуане», Деспину в «Cosi fan tutte», Царицу Ночи и Памину в «Волшебной флейте», Композитора в «Ариадне на Наксосе», Джильду в «Риголетто», Виолетту в «Травиате», Оскара в «Бале-маскараде», Мими и Мюзетту в «Богеме», была неотразима в классической оперетте: успех снискали ее Ганна Главари в «Веселой вдове» и Фьямметта в «Боккаччо» Зуппе. Певица делала вылазки в область редко исполняемого репертуара: среди ее партий Амур в опере Глюка «Орфей и Эвридика», Марта в одноименной опере Флотова, в которой ее партнером многократно был Николай Гедда и которую они записали в 1968-ом году, Гретель в «Гензель и Гретель» Хумпердинка. Всего этого было бы достаточно для прекрасной карьеры, но любопытство художника вело певицу к новому и подчас неизведанному. Не только Лулу в одноименной опере Берга, но роли в «Процессе» Эйнема, в «Художнике Матисе» Хиндемита, в «Диалогах кармелиток» Пуленка. Ротенбергер также участвовала в мировых премьерах двух опер Рольфа Либермана: «Пенелопа» (1954) и «Школа женщин» (1957), которые состоялись в рамках Зальцбургского фестиваля. В 1967-ом году она выступила в роли мадам Бовари в одноименной опере Сутермайстера на сцене Цюрихской Оперы. Излишне говорить, что певица была восхитительным интерпретатором немецкой песенной лирики.

В 1971-ом году Ротенбергер начала работать на телевидении. В этой сфере она была не менее эффективна и привлекательна: публика обожала ее. Ей принадлежит честь открытия многих музыкальных талантов. Самую большую популярность снискали ее передачи «Аннелизе Ротенбергер имеет честь...» и «Оперетта - страна мечты». В 1972-ом году вышла ее автобиография.

В 1983-ом году Аннелизе Ротенбергер покинула оперную сцену и в 1989-ом дала свой последний концерт. В 2003-ем году ей была присуждена премия ECHO Award. На острове Майнау на Бодензее существует Международный конкурс вокалистов ее имени.

Дар самоиронии – воистину редкий дар. В одном из интервью пожилая певица сказала: «Когда люди встречают меня на улице, они спрашивают: «Как жаль, что мы не можем больше слушать Вас». Я же думаю: «Лучше бы они сказали: «Старая женщина еще поет». «Лучшая Софи в мире» покинула этот мир 24 мая 2010-ого года.

«Aнгельский голос... его можно сравнить с мейсенским фарфором»,- написала итальянская поклонница Ротенбергер, получив известие о ее смерти. Как с ней не согласиться?

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама