Рубоб, рабоб, рубаб — обобщённое название ряда струнных щипковых инструментов. Распространены гл. обр. у народов Ср. Азии, а также в Сев. Африке и в юж. пров. Испании; в соответствии с местом распространения и нек-рыми особенностями устройства различают Р.: афганский, дуланский, кашгарский, памирский и др. Наибольшей популярностью пользуются таджикский (афганский) и кашгарский Р. Первый имеет глубокий клинообразный долблёный корпус с выемками по бокам и короткой шейкой с 4 навязными ладами. Нижняя часть деки (начиная от выемок) затянута мембраной; 3 игровые струны настроены в кварту: H, e, a или В, es, as; из 11-13 резонирующих струн 2, также как и игровые, опираются на подставку и идут к головке, остальные проходят через отверстия в подставке и крепятся на левой стороне корпуса. При игре инструмент держат горизонтально на коленях. На Р. исполняют мелодии соло, а также аккомпанируют пению. Кашгарский Р. имоет долблёный корпус округлой формы, длинную массивную шейку с 23- 25 ладами, оттянутую назад головку, 2 роговидных отростка у основания шейки; 3 струны (1-я и 3-я парные, 2-я одинарная). 1-я и 2-я - мелодич., шёлковые, 3-я - резонирующая, латунная. Мелодические настраиваются в кварту, резонирующая - квинтой ниже 2-й (октавой ниже 1-й) струны (а-е-А). В оркестрах нар. инструментов Узбекистана и Таджикистана применяют семейство усовершенствованных Р. (бытует назв. рубаб) - прима, альт, тенор, бас. В Таджикистане имеется ансамбль рубобисток. В сов. республиках Ср. Азии распространены преим. таджикский и каш-гарский Р.
Литература: Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 160, 170-72; Караматов Ф., Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972.
Н. А. Лисова