Трепак

Категории словаря

Старинная русская пляска, распространённая также на Украине. Плясовые движения (преим. дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру Т. имел много общего с "Камаринской" и "Барыней"; он представлял собой либо одиночную муж. пляску, либо пляску-соревнование (т. н. перепляс). В отличие от них не имел традиц. мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмич. формула - 2 двудольных такта хореич. стопы с дроблением (обычно неполным) сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей:

Нар. определение подобной ритмики - пляска "в три ноги", в отличие от пляски "в две ноги", где долгая сильная доля чередуется с двумя короткими слабыми долями

Метроритмика, характерная для Т., встречается в колядках плясового типа (см. кн. : Земцовский И., Мелодика календарных песен, Л., 1975, с. 39, 171), скоморошьих былинах и песнях (см. Сборник Кирши Данилова, М., 1958, NoNo 61, 68), в шуточных (см. сб.: Лядов A., Песни русского народа, М., 1959, No 114), плясовых и хороводных песнях (см. сб.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957, NoNo 20, 35; Римский-Корсаков Н., Сборник русских народных песен ор. 24, NoNo 26, 32, Полн. собр. соч., т. 47, М., 1952).

П. И. Чайковский. Трепак. Русский танец из 2-го д. балета "Щелкунчик".

Жанр Т. неоднократно использовался в произв. рус. композиторов (напр., "Трепак" для фп. А. Г. Рубинштейна), причём трактовался в разл. планах: юмористическом (см. пример, а), праздничном (пример, б), в стиле грубоватой скоморошьей пляски (пример, в); в трагич. преломлении его применил М. П. Мусоргский (пример, г).

П. И. Чайковский. Характеристический танец, ор. 72 No 4 для фп.

Аналогию с известной пьесой К. Вебера "Приглашение к танцу" вызывает "Приглашение к трепаку" - романтическое по общему колориту соч. П. И. Чайковского (пример, д). Особенности Т. обобщённо претворены в нек-рых произв. Чайковского (напр., в финале скрипичного концерта), И. Ф. Стравинского ("Русская" из балета "Петрушка").

Н. А. Римский-Корсаков. Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины "Садко".

M. И. Мусоргский. Трепак из вокального цикла "Песни и пляски смерти".

П. И. Чайковский. Танцевальная сцена. Приглашение к трепаку, ор. 72 No 18 для фп.

Т. описан многими рус. писателями: Л. Н. Толстым ("Война и мир"), Н. В. Гоголем ("Вий"), М. Горьким ("Сторож"), И. С. Никитиным. Из совр. быта как одиночная пляска исчез; его не включают ни в описания бытующих нар. плясок и танцев, ни в учебные пособия по хореографии. В 20 в. стали популярными производный от Т. коллективный перепляс, в к-ром участвуют две соревнующиеся группы исполнителей, а также массовая пляска с поочерёдными импровизациями солистов. От Т. в них сохранились метроритмика, характер плясовых движений, удаль, изобретательность.

Е. М. Фраёнова

реклама

вам может быть интересно

Словацкая музыка Национальные культуры
Акт Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Трепак Музыкальные жанры
Реквием Музыкальные жанры
Терцет Термины и понятия
Детская музыка Термины и понятия
Древнееврейская музыка Национальные культуры
Мажор Термины и понятия
История музыки Термины и понятия

Реклама