Шостакович. Симфония No. 3 («Первомайская»)

Symphony No. 3 (Es-dur), Op. 20, «The First of May»

Композитор
Год создания
1929
Дата премьеры
06.11.1931
Жанр
Страна
СССР
Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 20 («Первомайская») — симфония Дмитрия Шостаковича с подзаголовком. Впервые исполнена Ленинградским филармоническим оркестром и Академией хоровой капеллы под управлением Александра Гаука 21 января 1930 года. В симфонии использованы стихи С. Кирсанова.

По аналогии со Второй, экспериментальная хоровая симфония, состоящая из четырех частей:

1) Allegretto — Allegro
2) Andante
3) Largo
4) Moderato

Симфония длится примерно от 25 до 35 минут, заключительная хоровая часть на стихи Кирсанова звучит около 5 минут.

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, струнные; в заключительном разделе смешанный хор.

История создания

Весной 1929 года Шостакович работал над музыкой к кинофильму «Но­вый Вавилон», которую он сдал на киностудию в марте. Проделанная работа увлекла его необычностью задачи: написать музыку к немому фильму, музыку, которую исполняли бы вместо обычных импровизаций сидящего в кинозале пианиста. К тому же он по-прежнему перебивался случайными заработками, и неплохой гонорар от кинофабрики (так в те времена назывался позднее прославленный «Ленфильм») был совсем не лишним. Сразу после этого композитор принялся за создание Третьей симфонии. К августу она была закончена, за нее также был получен го­норар, и композитор впервые смог позволить себе поехать отдыхать на юг. Побывал в Севастополе, затем остановился в Гудаутах, откуда писал Соллертинскому, в частности, о своем желании, чтобы «Первомайской симфонией» дирижировал Гаук.

В собственной аннотации Шостакович сообщал: «"Первомайская сим­фония" сочинялась летом 1929 года. Симфония является частью цикла симфонических произведений, посвященных революционному Красному календарю. Первой частью задуманного цикла является симфоническое посвящение "Октябрю", второй частью является "Первомайская симфо­ния". Как "Октябрю", так и "Первомайская симфония" не являются про­изведениями чисто программного типа. Автор хотел передать общий ха­рактер этих праздников. Если посвящение "Октябрю" отображало революционную борьбу, то "Первомайская симфония" отображает наше мирное строительство. Это, однако, не означает, что в "Первомайской симфонии" музыка сплошь апофеозного, праздничного характера. Мир­ное строительство — это напряженнейшая борьба, с такими же боями и по­бедами, как и гражданская война. Такими соображениями руководство­вался автор при сочинении "Первомайской симфонии". Симфония написана в одной части. Начинается со светлого, героического напева на кларнете, переходящего в энергично развивающуюся главную партию.

После большого нарастания, вливающегося в марш, начинается сред­няя часть симфонии — лирический эпизод. За лирическим эпизодом без перерыва следует скерцо, переходящее опять в марш, только более ожив­ленный, нежели в начале. Заканчивается эпизод грандиозным речитати­вом всего оркестра в унисон. После речитатива начинается финал, со­стоящий из вступления (речитатив тромбонов) и заключительного хора на стихи С. Кирсанова».

Премьера симфонии состоялась 6 ноября 1931 года в Ленинграде под управлением А. Гаука. Музыка была образно-конкретной, вызывала не­посредственные зрительные ассоциации. Современники видели в ней как «образ весеннего пробуждения природы сплетается с образами револю­ционных маевок... Здесь есть и инструментальный ландшафт, открыва­ющий симфонию, и летучий митинг с ораторскими приподнятыми инто­нациями. Симфоническое движение приобретает героический характер борьбы...» (Д. Острецов). Отмечали, что «Первомайская симфония» — это «едва ли не единичная попытка рождения симфонизма из динамики революционного ораторства, ораторской атмосферы, ораторских инто­наций» (Б. Асафьев). По-видимому, существенную роль сыграло то, что эта симфония, в отличие от Второй, создавалась после написания кино­музыки, после создания оперы «Нос», также во многом «кинематографичной» по приемам. Отсюда и зрелищность, «зримость» образов.

Музыка

Симфония открывается безмятежно-светлым вступлением. Дуэт клар­нетов пронизан ясными, сходными с песенными, мелодическими оборо­тами. Призывный сигнал трубы, радостно звучащий, приводит к быстрому эпизоду, имеющему функцию сонатного аллегро. Начинается веселая суета, праздничное кипение, в котором различимы призывные, декламационные, распевные эпизоды. Начинается фугато, почти баховское по точности имитационной техники и выпуклости темы. Оно при­водит к кульминации, которая срывается внезапно. Вступает маршевый эпизод, с дробью барабана, пением валторн и трубы — как будто пионерские отряды выходят на маевку. В следующем эпизоде марш исполняется одними деревянными духовыми инструментами, а затем на­плывает лирический фрагмент, в который, словно отдаленные отзвуки, вклиниваются то звуки духового оркестра, то обрывки плясок, то вальс... Это своего рода скерцо и медленная часть внутри одночастной симфо­нии. Дальнейшее музыкальное развитие, активное, разнообразное, при­водит к эпизоду митинга, где в оркестре слышатся громкие речитативы, «обращения» к народу (соло тубы, мелодия тромбонов, призывы труб), после чего начинается хоровое заключение на стихи С. Кирсанова:

В первое Первое мая
Брошен в былое блеск.
Искру в огонь раздувая,
Пламя покрывало леса.
Ухом поникших елок
Вслушивались леса
В юных еще маевок
Шорохи, голоса...

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Гендель. Ораториальное творчество Вокально-симфонические
Рахманинов. Поэма «Колокола» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама