Северуд, Харальд Сигурд Йохан (норв. Harald Sæverud; 17 IV 1897, Берген — 27 III 1992, там же) — норвежский композитор.
Учился у Б. Хольмсен (фортепиано и композиция) в Музыкальной академии в Бергене, совершенствовался по композиции у Ф. Э. Коха в Высшей школе музыки в Берлине (1920–21), изучал дирижирование под руководством К. Крауса (1935). Как дирижёр гастролировал с середины 1940-х гг. Сочиняет музыку с детства; первое симфоническое произведение создал в 15-летнем возрасте («Танец горной девы» — «Huldredans», исполнен под управлением автора в Бергене).
Один из ведущих представителей современной норвежской композиторской школы; его музыка отличается ярким национальным своеобразием, самобытностью стиля. Основной источник творчества Северуда — народная музыка Западной Норвегии, особенно искусство народных скрипачей «хардингфелеров»; использует типичные для народных танцев — т.н. слоттов (см. Норвежская музыка) — приёмы варьирования, технику т.н. цепного развития коротких мотивов; характерны энергия острых и сложных ритмов (сюиты «Гальдреслотты» и «Сильюслотты», обе 1943), сочетание особенностей норвежского интонационного строя с современными средствами музыкальной выразительности.
В своей музыке Северуд опирается преимущественно на творческий опыт Б. Бартока и И. Ф. Стравинского. Отказываясь от принципов атональной музыки (применял лишь в некоторых ранних сочинениях), широко использует технику расширенной тональности, старинные диатонические лады с их экспрессией.
Наиболее плодотворный период творчества — 1940-50-е гг. В годы фашистской оккупации посвятил ряд произведений норвежским патриотам: «Симфония Сопротивления» («Quasi una fantasia. Motstandsbevegelsens symfoni», No 5), «Симфония скорби» («Sinfonia dolorosa», No 6, посвящена памяти расстрелянного норвежского патриота А. Лавика); воплощением «борьбы, веры и благодарности» Северуд назвал свою «Симфонию псалмов» («Salmesymfoni», No 7, с хором); бойцам Сопротивления посвящены также сюиты для фортепиано на темы «богатырских песен» («Kjempeviseslеtten», 1945). Популярна его музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» с антиромантической трактовкой главного образа (в противоположность Э. Григу Северуд подчёркивает не лирическую, а сатирическую концепцию драмы). В начале 1950-х гг. посетил Советский Союз.
Сочинения:
балет — Страшный сон Синей Бороды (Ridder Blеckjeggs mareritt, 1960, Осло); для оркестра — 9 симфоний (1920, 1922, 1926, 1937, 1941, 1942, 1945; Симфония Миннесоты, 1957; 1961), 50 маленьких вариаций (1931, также для фортепиано, 1940), сюиты — Лукреция (из музыки к пост. «Поругание Лукреции», по поэме Шекспира, 1936), 2 сюиты и 12 орк. пьес из музыки к «Пер Гюнту» (1942), Пастушеские напевы (Gjaetlevise, 1940), Героическая поэма (Poema Eroica, 1955), Торжественное шествие (Entrata regale, 1960) и др. орк. пьесы; для инструмента с оркестром — концерты: для фортепиано (1950), скрипки (1956), виолончели (1930) и гобоя (1938), дивертисмент для флейты и струн. орк. (1941), Романс для скрипки соло (и с фортепиано, 1942); камерно-инструментальные ансамбли — 20 маленьких дуэтов для 2 скрипки (1951), струн. квартет (1969); для фортепиано — соната (1921), 6 сонатин (1950), сюита (1930), 5 каприсов (1919), Слотты и песни из Сильюстёля (Slеtter og stev fra Siljustol, 1942–45, 5 тетрадей), Гальдерслотты (Galderslеtten, 1943), 7 лёгких пьес (1939); Пастораль для хора (1952); музыка к спектаклям драм. театра.
Литература: Lind S., H. Saeverud, «Nordisk musikkultur», 1952, No 1; Fischer T., Modstand — gjennombrudd. Noen strukturelle saedrag i H. Saeveruds klavermusikk, «Nordisk musikkultur», 1956 No 5; Lange K., Ostvedt A., Norwegian music, L., (1958), 1971 (рус. пер. — Ланге К. и Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967).
О. Е. Левашёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
