Дьёрдь Шандор

Дата рождения
21.09.1912
Дата смерти
05.12.2005
Профессия
Страна
Венгрия
Дьёрдь Шандор

При поверхностном знакомстве с творческой биографией этого артиста может сложиться впечатление, что речь идет о сравнительно узком «специалисте», вся деятельность которого связана с венгерской музыкой. Действительно, к такой роли его словно бы готовила сама судьба. Профессиональное образование Дьёрдь Шандор (György Sándor) получил в Будапештской музыкальной академии, где его наставниками были Бела Барток (фортепиано) и Золтан Кодай (композиция); естественно, что воздействие этих мастеров во многом определило склонности и все направление дальнейшего развития музыканта.

Окончив консерваторию, Шандор начал активно концертировать, выступал во многих странах Европы, а в конце 30-х годов, спасаясь от фашизма, эмигрировал в США, где также быстро завоевал себе имя — прежде всего как интерпретатор венгерской музыки. В 1942- 1944 годах он служил в армии, а демобилизовавшись, вернулся к концертной деятельности. За океаном он особенно сблизился с Бартоком, и в 1946 году, выполняя волю своего учителя и кумира, впервые исполнил его Третий фортепианный концерт с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди.

«Молодой венгерский пианист показал не только безупречное и гибкое техническое мастерство; более важно, что он привнес в исполнение поэтический темперамент и глубину чувства, получившие выражение в изумительно красивом звуке. Барток едва ли мог мечтать о более проникновенном интерпретаторе, чем мистер Шандор»,- писал один из критиков.

С той поры, вот уже много десятилетий, музыка его великих учителей составляет важную часть репертуара Шандора, ее пропаганду он считает своим артистическим долгом. В 1964 году его запись полного собрания фортепианных сочинений Бартока была удостоена «Гран-при» Французской академии грампластинки, а в середине 70-х годов подобное же собрание сочинений Кодаи тоже получило высокую оценку критиков. Интерпретация пианистом музыки этих двух авторов принесла ему мировую известность; она и на родине артиста многими признана эталоном стилистической точности и достоверности в передаче самого духа музыки. Недаром Шандор — частый гость проходящих в Венгрии летних курсов и семинаров, посвященных творчеству классиков венгерского искусства XX века.

Но при всем том Шандор — артист широкого профиля, художник разносторонний и многоликий как по репертуару, так и по своему почерку. Достаточно сказать, что в середине 60-х годов он удивил многих, даже своих почитателей, выпустив альбом, содержащий записи всех фортепианных сочинений Прокофьева. И тут он тоже выступил во всеоружии мастерства, проявив яркий темперамент, уверенное мастерство, фантазию. Это не значит, конечно, что все в его прокофьевских записях идеально: подчас сказываются излишняя сухость, недостаток стихийной силы, масштабности, но многие эпизоды, особенно лирические, звучат на редкость обаятельно.

Творческий диапазон Шандора отнюдь не ограничивается и музыкой XX века: практически нет такой области, в которой он не раскрыл бы себя как значительная личность, будь то концерты с оркестром Бетховена, Брамса, Шопена, Листа, Рахманинова, сонаты Гайдна и Моцарта, сольные сочинения романтиков. Показательна в этом плане характеристика артиста, данная польским журналом «Рух музычны» после его недавних гастролей в Варшаве: «Шандор — пианист большого масштаба. Достоинствам его игры и интерпретации можно было бы посвятить целое исследование. Их разнообразие импонирует само по себе. Пианист прежде всего обладает совершенным чувством конструкции, которое, в сочетании с бережным отношением к стилю исполняемой музыки становится важной предпосылкой его достижений. Артист в каждом случае умеет подобрать средства, соответствующие требованиям самой музыки — технику, динамику, колористику. Так Итальянский концерт Баха он играет сурово и скорее объективно, звуком густым и полновесным, а затем удивляет всех исполнением „Ундины“ Дебюсси, в которой чуть касается клавиатуры; Соната Бетховена (соч. 111) передается им с максимальной сдержанностью, которая в сопоставлении с вулканической силой, заложенной в этом произведении, дает ошеломляющий эффект; следом звучит с истинно демонической силой и раскованностью „Мефисто-вальс“ Листа»…

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

Дюк Эллингтон Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Пьер Корнель Писатели
Олег Моисеевич Каган Инструменталисты
Вельо Тормис Композиторы
Джордж Баланчин Балетмейстеры
Джоаккино Россини Композиторы
Марсель Дюпре Композиторы

Реклама