
Шерхен, Герман Карл (нем. Hermann Scherchen; 21 VI 1891, Берлин — 12 VI 1966, Флоренция) — немецкий дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель.
Специального музыкального образования не получил. В 1907–10 альтист Блютнер-оркестра и Берлинского филармонического оркестра; как дирижёр дебютировал в 1911. С 1914 дирижёр Рижского симфонического оркестра. С 1918 жил в Берлине, где основал музыкальное общество («Neue Musikgesellschaft») и струнный квартет («Шерхен-квартет»). В 1919–21 издавал журнал «Melos». В этот период был лектором Высшей музыкальной школы, дирижёром рабочих хоров и оркестра Лейпцигского концертного общества (1921), музейных концертов во Франкфурте-на-Майне (1922–23), генерал-музик-директором Восточного радио в Кёнигсберге (1928–33; до 1931 и главный дирижёр оркестра). В 1922–47 дирижировал также абонементными концертами в Винтертуре (Швейцария).
В 1933 эмигрировал из Германии. Выступал как дирижёр в различных городах Европы и в СССР (1927, 1933), преподавал на дирижёрских курсах, издавал в Брюсселе журнал «Musica viva» (1933–36), дирижировал концертами оркестра радио в Беромюнстере и Цюрихе (1944–50). В 1950 основал в Цюрихе музыкальное издательство «Ars viva» (в 1953 приобретено издательством Шотта и переведено в Майнц). С 1954 выпускал журнал «Gravesaner Blatter» (выходил до 1962 ежеквартально). В 1959 руководил первыми постановками опер «Король-олень» Хенце и «Моисей и Аарон» Шёнберга в Западном Берлине. В 1964 впервые выступил в США (Филадельфия, затем Нью-Йорк).
Приверженец авангардистских течений, Шерхен был известен как активный пропагандист новой музыки, особенно сочинений А. Шёнберга и его учеников, исполнял также многие произведения композиторов-классиков и советских композиторов; в последние годы жизни проявлял интерес и к электронной музыке. Автор ряда музыкальных сочинений (струнный квартет, фортепианная соната, фортепианное трио, хоры, песни), учебников по дирижированию.
Сочинения: Lehrbuch des Dirigierens, Lpz., 1929, то же, Mainz, (1956); Das moderne Musikempfinden, Bd 1: Vom Wesen der Musik, Z., (1946); Musik fur jedermann, Winterthur, (1950), 1955.
Литература: Альшванг A., Советские авторы в исполнении Германа Шерхена, «СМ», 1934, No 1; В гостях у Лео Гинзбурга, «СМ», 1969, No 10; Reich W., H. Scherchen und «Melos»…, «Melos», 1951, Jahrg. 18, H. 6/7; Herzfeld Fr., Magie des Taktstocks…, (В., 1953), 1967, то же, В.- Darmstadt — W., 1964; Goldschmidt H., H. Scherchen, Gedanken und Aufzeichnungen, «Musik und Gesellschaft», 1966, Jahrg. 16, No 8; Dallapiссоla L., Ricordo di H. Scherchen, «Rivista Italiana di Musicologia», 1966, v. 1, No 2; Curjel H., Gedenkrede fur H. Scherchen, Z., 1967; Dessau P., Koch H., Erinnerungen an H. Scherchen, «Sinn und Form», 1968, Jahrg. 20, H. 5; Oesch H., Das «Melos» und die Neue Musik, в сб.: Festschrift fur einen Verleger (L. Strecker)…, Mainz, 1973.
Ю. В. Крейнина
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Могучая фигура Германа Шерхена стоит в истории дирижерского искусства в одном ряду с такими корифеями, как Кнаппертсбуш и Вальтер, Клемперер и Клайбер. Но вместе с тем Шерхен занимает в этом ряду совершенно особое место. Музыкант-мыслитель, он всю жизнь был страстным экспериментатором и искателем. Для Шерхена его роль как артиста была вторичной, как бы производной от всей его деятельности новатора, трибуна и пионера нового искусства. Не только и не столько исполнять то, что уже признано, но помогать музыке пролагать новые пути, убеждать слушателей в правильности этих путей, побуждать композиторов идти этими путями и уже потом пропагандировать достигнутое, утверждать его — таково было кредо Шерхена. И он придерживался этого кредо с самого начала и до самого конца своей кипучей и бурной жизни.
Шерхен как дирижер был самоучкой. Он начал альтистом в берлинском «Оркестре Блютнера» (1907—1910), затем работал в Берлинской филармонии. Деятельная, полная энергии и замыслов натура музыканта привела его за дирижерский пульт. Впервые это произошло в Риге в 1914 году. Вскоре началась война. Шерхен был в армии, попал в плен и находился в нашей стране в дни Октябрьской революции. Под глубоким впечатлением увиденного вернулся он в 1918 году на родину, где поначалу стал дирижировать рабочими хорами. И тогда в Берлине в исполнении «Шуберт-хора» впервые прозвучали русские революционные песни в обработке и с немецким текстом Германа Шерхена. Так они исполняются и по сей день.
Уже в эти первые годы деятельности артиста сказывйется его пристальный интерес к современному искусству. Он не довольствуется концертной деятельностью, которая приобретает все возрастающие масштабы. Шерхен основывает в Берлине «Новое музыкальное общество», выпускает журнал «Мелос», посвященный проблемам современней музыки, преподает в Высшей музыкальной школе. В 1923 году он становится преемником Фуртвенглера во Франкфурте-на-Майне, а в 1928—1933 годах руководит оркестром в Кенигсберге (ныне Калининград), одновременно являясь директором музыкальной коллегии в Винтертуре, которую возглавлял с перерывами до 1953 года. С приходом к власти фашистов Шерхен эмигрировал в Швейцарию, где был одно время музыкальным директором радио в Цюрихе и Беромюнстере. В послевоенные десятилетия он гастролировал по всему миру, руководил основанными им дирижерскими курсами и экспериментальной электроакустической студией в городе Гравезано. Некоторое время Шерхен возглавлял Венский симфонический оркестр.
Трудно перечислить сочинения, первым исполнителем которых был за свою жизнь Шерхен. И не только исполнителем, но и соавтором, вдохновителем множества композиторов. Среди десятков премьер, прошедших под его управлением, — скрипичный концерт Б. Бартока, оркестровые фрагменты из «Воццека» А. Берга, оперы «Лукулл» П. Дессау и «Белая роза» В. Фортнера, «Мать» А. Хабы и «Ноктюрн» А. Онеггера, сочинения композиторов всех поколений — от Хиндемита, Русселя, Шёнберга, Малипьеро, Эгка и Гартмана до Ноно, Булеза, Пендерецкого, Мадерны и других представителей современного авангардизма.
Шерхена нередко упрекали в неразборчивости, в стремлении пропагандировать все новое, в том числе и то, что не вышло за рамки эксперимента. Действительно, далеко не все из того, что было исполнено под его управлением, завоевало впоследствии права гражданства на концертной эстраде. Но Шерхен и не претендовал на это. Редкостное стремление ко всему новому, готовность помочь любым исканиям, принять в них участие, стремление найти в них рациональное, нужное всегда отличало дирижера, делая его особенно любимым и близким музыкальной молодежи.
Вместе с тем Шерхен, бесспорно, был человеком передовых идей. Глубокий интерес питал он к революционным композиторам Запада и к молодой советской музыке. Этот интерес проявился в том, что Шерхен был одним из первых исполнителей на Западе целого ряда произведений наших композиторов — Прокофьева, Шостаковича, Веприка, Мясковского, Шехтера и других.
Дважды артист побывал в СССР и в программу своих гастролей также включал произведения советских авторов. В 1927 году, впервые приехав в СССР, Шерхен исполнял Седьмую симфонию Мясковского, которая стала кульминацией его гастролей. «Исполнение симфонии Мясковского оказалось настоящим откровением, — с такой силой и с такой убедительностью она была представлена дирижером, доказавшим своим первым выступлением в Москве, что он является замечательным интерпретатором произведений нового стиля»,— писал критик журнала «Жизнь искусства».— Но обладая, так сказать, прирожденным даром к исполнению новой музыки, Шерхен является также не менее замечательным исполнителем и классической музыки, что он доказал проникновенным исполнением трудной как в техническом, так и в художественном отношении фуги Бетховена — Вейнгартнера».
Шерхен умер на дирижерском посту; за несколько дней до смерти он провел в Бордо концерт новейшей французской и польской музыки, а затем руководил исполнением на Флорентийском музыкальном фестивале оперы Д. Ф. Малипьеро «Орфеида».
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.