Шуман. «Танцы давидсбюндлеров»

Davidsbündlertänze, Op. 6

Композитор
Год создания
1837
Жанр
Страна
Германия
Роберт Шуман / Robert Schumann

«Танцы давидсбюндлеров» — 18 пьес Роберта Шумана для фортепиано. Произведение написано в 1837 году (вторая редакция опубликована в 1850). Считается одной из лучших работ композитора, а также одним из выдающихся произведений эпохи романтизма. Давидсбюндлерами Шуман называл членов им же выдуманного музыкального сообщества Давидсбунд.

Самым известным фортепианным циклом Роберта Шумана стал «Карнавал», и ближе всего к нему и по образному строю, и по композиционным принципам стоят «Танцы давидсбюндлеров» (позднее Шуман изменил заглавие, назвав цикл просто «Давидсбюндлеры», но в настоящее время употребляются оба названия). Цикл создал в 1837 г. – через два года после «Карнавала». В письме к Кларе Вик Шуман говорит: «В «Танцах» много свадебных настроений. Они возникли в самом прекрасном волнении, какое я только могу припомнить».

Композитор утверждал, что с «Карнавалом» этот цикл соотносится как лица с масками. И действительно, хотя стихия танцевальности присутствует и в этом цикле, здесь мало общего с картиной бала – все сосредоточено на внутреннем мире персонажей, да и «действующих лиц» намного меньше. Если в «Карнавале» присутствовали и маски комедии дель арте, и возлюбленные композитора под именами Киарина и Эстрелла, и даже Шопен и Паганини, то в «Танцах давидсбюндлеров» только два персонажа – Флорестан и Эвзебий, воплощающие собою две стороны натуры самого Шумана (импульсивность и лиричность). Каждая из восемнадцати пьес, составляющих цикл, написана от имени кого-либо из этих двоих – в первой редакции миниатюры были подписаны «F.» или «E.», а четыре пьесы – «F. Und E.». Кроме того, в первой редакции некоторые моменты снабжались авторскими пометками, конкретизирующими содержание. Интонационное родство межу пьесами имеет место в «Танцах давидсбюндлеров», и все же форма произведения ближе к сюите, чем к вариациям – это цикл из завершенных, обособленных пьес, самостоятельных в тематическом отношении. Исключение составляет лишь шестнадцатая пьеса, которая непосредственно переходит в семнадцатую.

Учитывая образное содержание цикла – «портреты» двух персонажей – пьесы, составляющие его, подразделяются на две группы: одни характеризуют Флорестана, другие – Эвзебия, и ни в одном произведении образы этих персонажей не раскрываются так полно и многогранно. «Флорестановские» пьесы отличаются большим разнообразием. Первая и третья пьесы являют собою яркие, бравурные танцы, в первой преобладает изящество, облик второй яснее всего выражается немецким обозначением характера исполнения, которое предпослал этому номеру композитор: «Etwas hanebüchen», что можно перевести как «задорно» или даже «петушась». Юмористическая сторона образа выражена в двенадцатой пьесе, перекликающейся с «Арлекином» из «Карнавала», а также в шестнадцатой – этом простодушно-веселом скерцо. Романтическая импульсивность царит в четвертой пьесе, которую – по указанию композитора – следует исполнять «нетерпеливо». Несколько иной оттенок этого душевного состояния выражен в шестой пьесе, которую Шуман требует исполнять, «углубившись в себя». Близка к этим образам и десятая пьеса, напоминающая драматическую балладу. Во всех трех пьесах господствуют остинатные ритмы. Импульсивная натура Флорестана наиболее ярко и полно раскрывается в тринадцатой пьесе, характер которой определен композитором как «дико и весело», в маршевой восьмой, в крайних разделах пятнадцатого номера. Этот импульсивный персонаж очень легко переходит от одного настроения к другому – и бодрое веселье восьмой пьесы сменяется печальной тревожностью девятого номера с его «блуждающей» гармонией («На этом Флорестан остановился, и болезненная улыбка скривила его губы», – пометил здесь Шуман в первой редакции).

Музыкальный «портрет» Эвзебия выдержан в лирических тонах, но лирика эта имеет множество оттенков. Здесь и задушевная взволнованность второй пьесы, и сосредоточенное размышление в седьмом номере, выраженное в инструментальном речитативе, родственном четвертой пьесе «Крейслерианы», который Шуман требует исполнять «в высшей степени выразительно». Иная грань образа раскрывается в элегических и в то же время светлых четырнадцатой и семнадцатой пьесах. Близки к ним по эмоциональному настрою пятая и одиннадцатая, но в них яснее выражено песенное начало. Эти номера перекликаются с седьмой пьесой «Бабочек», «Одинокими цветами» из «Лесных сцен».

«Танцы давидсбюндлеров» начинались с «флорестановской» пьесы, заключительный же номер цикла связывается с образом Эвзебия. Восторженность, выраженная в ее танцевальном движении, представляется не такой импульсивной, как во «флорестановских» пьесах, и к концу номера она постепенно угасает («Это уже совсем лишнее», – подумал Эвзебий, но при этом блаженство светилось его в глазах», – так конкретизировал Шуман содержание этого номера в первой редакции). В конце пьесы, как указывает композитор, бьет двенадцать.

«Танцы давидсбюндлеров» вошли в репертуар многих известных пианистов. Их исполняли Алессандра Мария Аммара, Павел Егоров, Борис Березовский, Владимир Ашкенази, Вильгельм Кемпф, Клаудио Аррау.

Фортепианное творчество Шумана

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Струнный квартет No. 6 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама