Шуман. Фортепианное трио No. 3

Piano Trio No. 3 (g-moll), Op. 110

Композитор
Год создания
1851
Жанр
Страна
Германия
Роберт Шуман / Robert Schumann

Третье – и последнее – фортепианное трио Роберт Шуман создал в 1851 г. Это произведение строится в соответствии с классической схемой четырехчастного цикла – порывистая первая часть, лирически-созерцательная вторая, тонкая скерциозная третья, оживленный финал – но отличается удивительной цельностью и тематическим единством – большинство тем всех четырех его частей «вырастает» из небольшого количества основных интонаций. Главную роль среди этих интонаций играет причудливый мотив-арабеска, напоминающий о пьесе «Вещая птица» из цикла «Лесные сцены», но смысловое содержание мотива здесь становится совершенно иным. Если в фортепианной пьесе на первый план выступал колорит мелодического узора, передающий птичий свист в таинственной лесной чащобе, то в Фортепианном трио № 3 соль минор мотив приобретает лирическое наполнение, возникая как «эмоциональный всплеск» в мелодическом движении, исполненном страстного чувства.

В таком облике предстает мотив-арабеска в главной партии первой части – Bewegt, doch nicht zu rasch (Подвижно, но не слишком быстро). Первая часть захватывает слушателя широтой дыхания и непрерывностью мелодического движения, напряженностью чувств. Примечательно ее тематическое единство: некоторые элементы главной партии – начальный восходящий секундовый ход, два секундовых задержания в последующих тактах – становятся основой побочной партии, а в сопровождающих ее голосах вновь возникает мотив-арабеска. Он впоследствии появится перед репризой, а также в коде, в полифоническом переплетении со своим новым вариантом.

В двух последующих частях возникают музыкальные образы, связанные с другими произведениями Шумана – создается такое впечатление, что композитор здесь погружается в воспоминания. Во второй части – Ziemlich langsam (Довольно медленно) – можно усмотреть параллель с элегически-светлыми кантиленными темами, какие можно встретить во многих шумановских произведениях (например, в четвертой пьесе «Крейслерианы»). В скерциозной третьей части – Rasch (Быстро) – появляется новый мотив-арабеска, подобный первому, но позаимствован он из другого произведения – из первой части Симфонии № 4.

Часть четвертая, которую Шуман требует исполнять «с юмором», представляет собой традиционный финал – эффектный, виртуозный. Его темы относительно просты и имеют ярко выраженную жанровую природу – танцевальность, маршевость.

Камерно-инструментальное творчество Шумана

реклама

вам может быть интересно

Моцарт. Скрипичные сонаты Камерные и инструментальные
Гайдн. Симфония No. 98 Симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама