Piano Quintet (Es-dur), Op. 44
Единственный фортепианный квинтет Роберта Шумана появился в 1842 году. В первые месяцы года Шуман изучал сочинения Баха, струнные квартеты Гайдна и Моцарта, и ему впервые покорились жанры камерной музыки. Летом были сочинены один за другим три струнных квартета, между августом и октябрем — фортепианный квинтет ми-бемоль мажор, в ноябре – еще и фортепианный квартет.
Партия фортепиано в квинтете предназначена для Клары Шуман, но меньше всего ассоциируется с женским пианизмом: так много в ней героических и драматичных страниц. Каждая часть квинтета — в своем роде шедевр.
Первая часть замечательна виртуозным превращением блестящей главной темы в лирическую и истинно романтичной побочной темой, недосказанной, словно устремленной в «прекрасное далёко». Вторая часть носит название «в духе марша», но ее первая тема также напоминает суровую старинную балладу. С ней контрастируют невыразимо прекрасная вторая тема и бурная, драматичная третья. В скерцо слушателей подстерегают контрасты не меньшей глубины, а исполнителей — немалые технические трудности. В финале Шуман «протягивает руку» Бетховену (есть даже общая тема с бетховенской Седьмой симфонией). Свобода композиции, непредсказуемые модуляции и два фугато — вот что привлекло его у классика. Замечательно, насколько органично бетховенские элементы вошли в романтический мир квинтета.
Анна Булычёва, mariinsky.ru
Квинтет Es-dur — одно из лучших сочинений Шумана. Он достиг здесь редкого для себя совершенства в сочетании мятежного порыва и стройности изложения.
В блестящем, энергичном Allegro brillante главенствует фортепиано. Отсюда его «флорестановское», неудержимое движение, сочные краски, тонкая тембровая нюансировка.
За Allegro следует медленная часть в характере похоронного марша. Главная тема суровой сосредоточенностью интонации и сдержанным звучанием близка Бетховену:
Буйное скерцо с двумя ярко контрастными трио напоминает шумановские фортепианные миниатюры. Великолепный, сверкающий финал изобилует народно-жанровыми темами. Необычен его ладогармонический колорит. Финал начинается в f-moll, а тоника впервые звучит во втором построении темы. Побочная партия — в G-dur, реприза — в gis-moll. Оригинальна форма, в которой сочетаются элементы сонатности, рондообразности и фугированного развития. Так, в коде тема первой части подвергается фугированной разработке, а главная тема финала играет роль противосложения.
Свежесть, непосредственность, юношеский пыл, свойственные ранним фортепианным произведениям Шумана, нашли свое отражение в квинтете с его крупным планом, ясным изложением, самобытными темами народного склада.
В. Конен