Шостакович. Соната для скрипки и фортепиано

Violin Sonata (G-dur), Op. 134

Композитор
Год создания
1968
Дата премьеры
03.05.1968
Жанр
Страна
СССР
Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Соната для скрипки и фортепиано op. 134 Дмитрия Шостаковича была окончена им осенью 1968 года и посвящена скрипачу Давиду Ойстраху. «Дмитрий Дмитриевич задумал сделать мне подарок и написать для меня новый, второй концерт, приурочив его к моему 60-летию. Но он ошибся на один год. Концерт был готов к моему 59-летию. Очевидно, Дмитрий Дмитриевич считал, что, раз он ошибся, ошибку надо исправить. Так появилась соната для скрипки и фортепиано... Я этого не ожидал, хотя уже давно мечтал, чтобы Шостакович написал скрипичную сонату», — позже вспоминал исполнитель. По образному строю это сочинение принадлежит к ряду тех произведений «позднего» Шостаковича, в которых внешняя боль и отчаяние трансформируется в глубокие сосредоточенные размышления.

В сонате изменена традиционная темповая последовательность: две медленные части обрамляют скерцозное Alegretto. Первая часть открывается длинной, змееобразной темой, построенной на двенадцатитоновой последовательности (дань Шостаковича додекафонной системе). Следующая тема в жанре польки с характерным танцевальным аккомпанементом представляет контраст основной теме и одновременно привносит саркастический мефистофельский элемент. Мефистофельское начало развивается во второй части — своего рода дьявольском скерцо. Моторика этой части агрессивна и разрушительна. Мелькает калейдоскоп сразу же распадающихся образов, кружение которых пусто и бессмысленно. Механистичный вихрь жизни прерывается грозными фанфарами третьей части — это смерть, вторгающаяся в мир. Характерные piccicato скрипки звучат подобно постукиванию костей. Третья часть написана в форме вариаций и выводит проблему столкновения жизни и смерти в высокие сферы бытия. Тема роковой обреченности соседствует с возвышенными и чистыми аккордами. Сквозь рябь и искажения неожиданно проявляются подлинно прекрасные образы. Эта аппеляция к прекрасным образам ренессанса и барокко — утверждение высокого идеала искусства. Страстные монологи скрипки перемежаются с мерной роковой поступью у фортепиано. В завершающей коде очень тихо и таинственно снова звучат эпизоды первой части. Заканчивается соната многоточием.

Егор Ковалевский, mariinsky.ru

Композитор
Год создания
1968
Дата премьеры
03.05.1968
Жанр
Страна
СССР

реклама

вам может быть интересно

Чайковский. «Гамлет» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама