Ян Сибелиус. Симфония No. 2

Композитор
Год создания
1902
Дата премьеры
08.03.1902
Жанр
Страна
Финляндия
Ян Сибелиус / Jean Sibelius

Симфония № 2 ре мажор, Op. 43 (1902)

Творчество Яна Сибелиуса вдохновлено суровой поэзией северной природы, финским национальным эпосом «Калевала», традициями и всем укладом жизни финского народа. «Я больше всего люблю природу, люблю таинственные звуки полей и лесов, вод и гор», — писал композитор.

Вторая симфония сочинялась Сибелиусом на гребне успеха, сопутствовавшего Первой. Эта симфония продолжила и по-новому раскрыла эпическую линию в творчестве композитора. Премьера симфонии с большим успехом прошла в Хельсинки 8 марта 1902 года под управлением автора. Симфония быстро завоевала популярность не только в Финляндии, но и за рубежом.

«Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое», — так Сибелиус описал процесс создания симфонии. Нельзя лучше сказать о строении первой части, экспозиция которой представляет череду таких «камушков», подчас даже осколков тем. В разработке композитор составляет из них технически изощренный и вместе с тем абсолютно естественный рисунок-узор. Светлый пасторальный характер музыки здесь заметно драматизируется, но реприза возвращает к первоначальному настроению.

В нарушение традиций драматургическим центром симфонии становится медленная вторая часть — широко развитая симфоническая баллада. Согласно сохранившимся авторским примечаниям она воплощает трагическое противостояние-диалог между Дон Жуаном и Каменным гостем, между Жизнью и Смертью.

Третья часть — вихревое скерцо — дважды прерывается лирическим интермеццо гобоя, явно фольклорного происхождения и напоминающим мелодические образы первой части.

Финал открывается патетической главной темой (струнному «хору» аккомпанируют тромбоны и фанфары труб). Это одно из вдохновеннейших мелодических откровений Сибелиуса. Вторая тема финала контрастна главной и проникнута глубокой скорбью (духовые выпевают ее на фоне затаенного гаммообразного движения струнных).

В репризе эта тема просветляется (сумрачный ре минор уступает место блестящему ре мажору) и вместе с торжествующей главной темой венчает симфонию величественным апофеозом.

Иосиф Райскин

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Струнный квартет No. 3 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама