Опера в 4 действиях. Либретто по пьесе А. Н. Островского «Воевода» (Сон на Волге) написано самим композитором.
Первое представление состоялось 21 декабря 1890 года в Москве на сцене Большого театра.
Действующие лица:
- Нечай Шалыгин, воевода, баритон
- Влас Дюжой, богатый посадский, баритон
- Настасья, жена его, меццо-сопрано
- Марья, Прасковья — их дочери, сопрано
- Степан Бастрюкоз, тенор
- Резвый, слуга его, бас
- Роман Дубровин, беглый посадский, бас
- Олена, его жена, меццо-сопрано
- Недвига, нянька, меццо-сопрано
- Мизгирь, колдун, баритон
- Пустынник, бас
- Домовой, бас
- Старуха, меццо-сопрано
- Неустройко, слуга Воеводы, бас
- Ближний боярин, бас
- Челобитчик, тенор
- Новый Воевода, бас
- Шут, тенор
- Народ, стрельцы, слуги
Первое действие
Первая картина. Сад на берегу Волги. Марья Власьевна, младшая дочь богатого посадского, тоскует в отцовском тереме по воле, по простору лугов, по любви. Девушку полюбил молодой боярин Степан Бастрюков, и он любим ею. Однако Степан не может жениться на Марье — к ее старшей сестре, Прасковье, посватался заклятый враг Бастрюкова, старый Воевода, который не пожелает иметь его свояком. В довершение всех бед Воевода увидел красавицу Марью и воспылал к ней страстью. Теперь он сам задумал жениться на ней и отказался от брака с Прасковьей. Родители девушек боятся всемогущего Воеводы,— они согласны на все. Не дожидаясь свадьбы, Воевода приказывает перевезти Марью Власьевну в свой дом. Молодой Бастрюков отважно решает вступить в борьбу с Воеводой.
Вторая картина. В доме Бастрюкова. Разлученный с любимой, Степан подавлен глубокой печалью и тоской. Слуга советует ему обратиться за помощью к беглому посадскому Роману Дубровину, который «куда на выдумки горазд». Романа постигла такая же беда — Воевода выкрал его жену. Нужно добиться, чтобы Воевода уехал, хотя бы на два дня,— на охоту или на богомолье,— советует Дубровин. А для этого надо подкупить колдуна-гадателя Мизгиря. Его слово — закон для суеверного Воеводы.
Второе действие
Первая картина. Светлица в доме Воеводы. Мизгирь наколдовал, что Воевода сможет приворожить красавицу только своей отлучкой из дому: пусть отправится на два дня в монастырь, в лесную пустынь. Перед уходом старик отдает слугам строгий приказ — зорко охранять терем и никого не выпускать из ворот.
Вторая картина. Лесное ущелье. Вдали, на берегу реки, виден монастырь. Подъезжает на лодке Дубровин с несколькими гребцами и прячется за дерево. Вскоре показывается Воевода, приближающийся вместе со свитой к монастырю.
— Теперь на лодку, в город, и за дело!— восклицает Дубровин из засады.
Третье действие
Терем в доме Воеводы. Сенные девушки развлекают Марью Власьевну песнями и плясками. Марья Власьевна поет грустную песню о соловушке. Неожиданно Олена, жена Дубровина, тайком передает Марье Власьевне, что Бастрюков будет ждать ее завтра вечером в саду. Сторожей пусть она не боится — их опоят вином.
Четвертое действие
Первая картина. Деревенская изба. Заунывной, печальной колыбельной убаюкивает старуха ребенка. В избе неспокойным сном спит Воевода — тяжелые видения мучают его. Ему снится, что в Москве, в кремлевском дворце, челобитчик подает жалобу на его беззаконные, злые дела, что Большой боярин снимает его с воеводства и посылает вместо него нового воеводу. В ужасе проснувшись, он задумывается — не обманул ли его Мизгирь своей ворожбой? Не пробрался ли кто в терем к Марье?
Опять засыпает старик, и новое сновидение возникает перед ним. По Волге к терему подплывает Бастрюков с гребцами и увозит в своей лодке Марью Власьевну, Воеводу же сбрасывает в реку.
— Коней живей, коней!— приказывает Воевода, проснувшись.— Домой скорей, чтоб к ночи дома быть!
Вторая картина. Сад перед теремом Воеводы. Темная ночь. Марья Власьевна, Бастрюков, Олена и Дубровин приготовились к побегу. Неожиданно у ворот их настигает вернувшийся домой Воевода. Разгневанный, он уводит Марью Власьевну. В этот момент во двор въезжает новый Воевода, присланный из Москвы. Кончилась власть притеснителя народа — старый Воевода смещен со своего поста. Ничто теперь не помешает счастью Марьи Власьевны и Бастрюкова, Олены и Дубровина.
* * *
Наиболее яркой стороной оперы «Сон на Волге» являются жанровые моменты. Большое развитие получает ариозно-декламационная сторона вокальных партий. В этом отношении опера Аренского продолжает традиции композиторов — членов «Могучей кучки», в частности М. Мусоргского.