Страдания

Страдания (термин употребляется только во множественном числе) — музыкально-поэтический жанр русского фольклора, разновидность частушки любовно-лирического или лирико-комедийного содержания. Часто С. - остроумная бытовая зарисовка. По форме - 1-строфная песня, иногда содержащая афоризм ("Без Любови прожить можно, почему-то не живут!"). Структура строфы - 2- или 4-стиховая, встречаются и 6-стишия. Стих 8-сложный, реже - 12-сложный. С. исполняются в медленном движении, в напевной или напевно-речитативной манере. Поэтич. тексты характеризуются групповым прикреплением к типизированным напевам С. и нередко импровизируются во время пения. Истоки С. многообразны, восходят к крестьянской протяжной или игровой песне (образная система, структура стиха), а также к гор. романсу ("чувствительная" лексика). Ощутима близость к пословице и поговорке. Характерен приём поэтич. параллелизма. В музыке С. органически сочетаются проникновенная лирика девичьих песен о разлуках и встречах, элементы сказа и плясовой припевки. В вок. мелодии, как и в инстр. сопровождении, обнаруживается своеобразная "приуроченность" мелодич. рисунка к жестикуляции и мимике исполнителя. Импровизационная, часто виртуозная партия гармони или балалайки активно участвует в создании художественного образа. По характеру мелодики С. занимают промежуточное место между мелосом припевок и протяжной песней, что обусловливает, с одной стороны, краткость типизированных напевов, элементы речитации-сказа, завершение ряда секундовых и терцовых ходов резким спадом на выдохе в конце стиха или полустишия, с др. стороны - лирич. напевность, плавность, внутрислоговые распевы ("Летят утки!", Воронежская обл.). С. исполняются соло или дуэтом в сопровождении гармони или балалайки, соло с хором в сопровождении баяна или аккордеона; хоровые С. без аккомпанемента на Урале называют "мелкими песнями". В самодеят. хор. коллективах подбирают "цепочки" С., построенные по принципу вопроса - ответа, часто исполнители чередуются: девушка - юноша, 2 подружки в дуэте или 2 хора. Муз.-поэтич. мотивы многих т. н. девичьих С. послужили основой для создания ряда сов. лирич. песен, отражающих историч. события преим. через личные переживания; такова, напр., песня о Великой Отечеств. войне "Под горой растут цветочки", а также мн. песни О. В. Ковалёвой. С. претворены в некоторых произв. В. А. Гаврилина (вок. цикл "Русская тетрадь"), В. В. Беляева (вок. цикл "Девичьи страдания") и др. совр. сов. композиторов.

Издания: Симаков В. (сост.), Сборник двухстрочных частушек (страданий), М., 1928; Русские народные песни, ред.-сост. Е. В. Гиппиус, Л., 1943, с. 327-46; Русские частушки, сост. С. Аксюк и В. Боков, (вып. 1-2), М., 1954-56; Русские частушки, сост. Н. Котикова, Л., 1956; Русские частушки, страдания, припевки, сост. Н. Котикова, Л., 1961; Песни Ольги Ковалевой. (Предисл. А. Рудневой), М., 1971.

Литература: Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в кн.: Советский фольклор, M 4-5, M. - Л., 1936, с. 97-142; Шептаев Л., Русская частушка, в кн.: Русская частушка, Л., 1950; Христиансен Л., Современное народное песенное творчество Свердловской области, М., 1954; Poпова Т., Русское народное музыкальное творчество, вып. 3, М., 1957; Сидельников В., О. В. Ковалева, М., 1964.

Л. С. Мухаринская

реклама

вам может быть интересно

Византийская музыка Национальные культуры
Куранта Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Губная гармоника Музыкальные инструменты
Рефрен Термины и понятия
Праздники Церковная музыка
Диктант музыкальный Термины и понятия
Резонанс Термины и понятия
Реминисценция Термины и понятия
Конкретная музыка Термины и понятия
Неаполитанская оперная школа Течения в искусстве
Бемоль Термины и понятия

Реклама



Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 8397
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть