Свенсен (Свендсен), Юхан (Йохан) Северин (норв. Johan Severin Svendsen; 30 IX 1840, Осло — 14 VI 1911, Копенгаген) — норвежский композитор и дирижёр.
Начальное музыкальное образование получил под руководством отца — дирижёра военного оркестра. Играл на скрипке, флейте, кларнете; сочинял музыку с детских лет. С 12 лет играл на кларнете в военном оркестре, затем на скрипке в театральном оркестре в Осло. Одновременно брал уроки теории музыки и композиции у К. Арнольда. В 1862 концертировал как скрипач в Швеции, Дании, Германии. В 1864–67 учился в Лейпцигской консерватории у Ф. Давида (скрипка), К. Рейнеке, М. Гауптмана и Э. Ф. Рихтера (композиция).
Из-за болезни руки прекратил сольные выступления, посвятив себя главным образом композиции и дирижёрскому искусству. Дебютировал как дирижёр в Осло в авторском концерте (исполнил 1-ю симфонию) в 1867. В 1868–70 играл в театральных оркестрах в Париже, в 1871–1872 концертмейстер оркестра музыкального общества «Евтерпа» в Лейпциге. В 1872–77 и 1880–83 возглавлял в Осло концертную организацию — «Музыкальное общество Кристиании» (до 1874 совместно с Э. Григом; ныне Филармоническое общество); дирижировал концертами общества. Выдающийся дирижёр, Свенсен выступал в Германии (1877–80), Австрии, Англии, России, США, был главным дирижёром Королевского театра в Копенгагене (1883–1908).
Свенсен — крупнейший норвежский симфонист, один из основоположников национальной композиторской школы. Испытав значительное влияние немецкого музыкального романтизма, Свенсен, однако, подобно Григу, стремился воплотить в своих сочинениях (преимущественно крупных форм) национальные образы и опирался на норвежский музыкальный фольклор. Автор первых норвежских симфоний и симфонических рапсодий на народные темы. Его оркестровые сочинения отличаются яркостью и сочностью колорита.
Сочинения:
для оркестра — 2 симфонии (1867, 1876), 4 Норвежские рапсодии (1877–1878), увертюра Сигурд Злой (Sigurd Slembe; к драме Б. Бьёрнсона, 1871), пьеса Карнавал в Париже (Karneval in Paris, 1872), Легенда Зорахайда (Zorahayda, 1874), Праздничный полонез (Festpolonaise, 1873), пьеса Карнавал норвежских артистов (Norsk kunstnerkarneval, 1874), фантазия Ромео и Джульетта (1876); для инструмента с оркестром — 2 концерта: для скрипки (1869), виолончели (1881), Романс для скрипки (1881); камерно-инструментальные ансамбли (струнные) — квартет (1865), квинтет (1867), октет (1866); хоры (мужские) — К Швеции (Til Sverige), Вечерние голоса (Aftenrшster); романсы и песни для голоса с фортепиано (1880).
Литература: Lange К., Оstvedt A., Norwegian music, L. (1958), 1971 (рус. пер. — Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967); Gronvold A., Norske musikere, 1,1883; Schjelderup G., Sandvik О. M., Norges musikhistorie, Bd 1–2, Oslo, 1920; Gurvin O., Johan Svendsen, Oslo, 1940; Ravn O., Johan Svendsen, Oslo, 1944.
О. Е. Левашёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
