• Фортепианное творчество Свиридова
«Альбом пьес для детей» для фортепиано (1948)
«Альбом пьес для детей» включает семнадцать небольших произведений, различных по характеру, масштабу, техническим трудностям. Порядок в расположении пьес естествен и логичен, как в художественном, так и в методическом отношении: в целом трудность их — будь она прежде всего технической или художественно-психологической — постепенно возрастает к концу «Альбома».
Основным достоинством пьес Свиридова является то, что, написанные без всяких скидок на «педагогику», они сочетают яркую образность, свежесть языка, самобытность стиля с доступностью детскому пониманию и педагогической целесообразностью применяемых средств.
Как и все выдающиеся произведения для юного поколения, «Альбом» Свиридова отмечен стремлением автора приобщить детей к своему музыкальному стилю и языку. Убедительнейшими примерами для иллюстрации этой черты детской музыки Свиридова могут служить уже первые, наиболее простые пьесы. Трудно определить те почти незаметные авторские «штрихи», которых оказывается достаточно для того чтобы придать музыке индивидуальный «свиридовский» оттенок. Но они раскиданы повсюду — и в интонационном строе, и в гармоническом складе, и в ритмической конструкции, особенностях фактуры, полифонического письма, формообразования.
Особенно ценным представляется гармоничный синтез простоты, ясности и вместе с тем глубокого стилистического своеобразия авторского письма. Свойство это вообще присуще Свиридову, которому удается сочетать новаторство музыки с широкой ее доступностью. Видимо, именно поэтому и разговор композитора с детьми отличается такой естественностью, непринужденностью, внутренней свободой.
Вот, например, открывающая сборник «Колыбельная песенка» — образец того, как максимально скупыми средствами Свиридов достигает редкой художественной выразительности, самобытности, законченности. Строение ее очень просто — вся она основана на остинатном повторении одной четырехтактовой фразы:
Мелодия — строго диатонична, что обусловливает отсутствие во всей пьесе хотя бы одного случайного знака: написанная в до мажоре, она играется лишь на белых клавишах.
Несмотря на шестикратное повторение одной и той же фразы, музыка «Колыбельной песенки» лишена назойливой статичности — все время ощущается развитие, раскрытие основного образа. Достигается это путем вариационных изменений темы по принципу все большей ее динамизации. Изменения эти также очень просты, однако каждое из них воспринимается как некое музыкальное событие.
Одноголосное начало пьесы переходит в двухголосие — к теме в правой руке присоединяется спокойный, очень простой и лапидарный контрапунктирующий голос. Далее тема и контрапункт (уже измененный) взаимно переставляются: тема звучит в левой руке, выявляя в более низком регистре новые источники выразительности. Ритмическое заполнение противосложением остановок в теме (четверти с точкой) — основа новизны следующего, четвертого ее проведения (вновь в правой руке).
Новая фаза развития — появление аккордов (точнее, главным образом двойных нот) в противосложении левой руки (пятое проведение). Это «событие» тем значительнее, что полифоническое направление музыкального развития сменяется гомофонно-гармоническим изложением. Отличие двух последних проведений темы и в том, что в противоположность предыдущим фразам, каждая из которых оканчивалась на тонике, здесь мы наблюдаем слияние двух четырехтактов в один восьмитакт. Происходит это благодаря применению гармонии VI ступени, заменяющей тонику в конце предпоследнего проведения темы и придающей ей на этот раз характер вопроса, разрешением которого служит заключительная фраза. (Интересно, что здесь в укрупненном виде преломляется характер строения самой темы: первые два такта — словно вопрос, вторые — его разрешение.)
Столь же прост и скуп динамический план пьесы, построенный на чередовании и совмещении (при двухголосии) различных оттенков звучности piano с постоянным подчеркиванием «вилочками» октавного восхождения мелодии в третьем такте темы.
Многогранна образность пьес «Детского альбома». Здесь и картины природы («Зима», «Дождик»), и жанровые картинки («Парень с гармошкой»), и музыкальные характеристики сказочных персонажей («Колдун»). Многие пьесы рисуют различные психологические состояния: «Попрыгунья», «Ласковая просьба», «Упрямец», «Перед сном». Широко используются разнообразные музыкальные жанры: «Колыбельная песенка», «Грустная песня», «Веселый марш», «Маленькая токката», «Музыкальный момент». Встречаем в пьесах и элементы звукоподражания («Музыкальный ящик»), подчас в них ощущается влияние театральной музыки («Веселый марш»).
Но прежде всего, обращает внимание тесная связь музыки «Альбома» Свиридова с русским фольклором (отнюдь не только в обработке песни «Звонили звоны» или таких русских по сюжету пьесах, как «Парень с гармошкой»). Любопытно отметить, что фольклорное начало преломляется порою через призму традиций русской классической музыки — например, в «Марше на тему М. И. Глинки» (песня Вани) или в пьесе «Колдун», заставляющей вспомнить образ Бабы-яги из «Картинок с выставки» Мусоргского.
А вот примеры особенно тонкой звукописи — две следующие друг за другом резко контрастные картинки природы — «Зима» и «Дождик».
…Суровая, мерная поступь басов, однообразная, как снежная пелена, покрывшая землю, как оголенные стволы и ветви деревьев. Строгая «графика» — сначала октавного проведения темы, затем — неторопливо сходящихся и расходящихся голосов и аккордов. Все словно застыло, скованное льдом и холодом. И как вывод — скорбные интонации в конце пьесы, сожаление о надолго утраченном тепле, зеленых кущах, цветущих лугах…
А рядом — захватывающе-темпераментная и вместе — импрессионистически красочная картинка веселого летнего ливня. Вот он нежданно-негаданно застал путников в дороге, застучали, заплясали озорные дождевые капли; неугомонные водяные струи все чаще, звонче, шумливей — в один миг лужи превратились в бурливые, стремительно бегущие вниз потоки, грозящие затопить все вокруг. Скорее, скорее бежать, спасаться в поисках укрытия! Но ливень, казавшийся неукротимым, пронесся быстро: уже стекают с ветвей последние ласковые струйки дождя, расходится на гладкой водяной поверхности кружок от последней, упавшей с неба капли — и всё. Кончился дождик. Поистине нужно обладать редким музыкальным даром, мастерством высшего класса, чтобы простыми, но снайперски меткими средствами нарисовать столь яркие, запоминающиеся картины-образы.
Или возьмем другую контрастную пару пьес — контрастную и по жанру, и по характеру, эмоциональному строю: «Веселый марш» и «Грустную песню».
Беспечным, озорным ликованием напоена музыка первого из этих сочинений. Его можно было бы назвать «карнавальным маршем»: так и видятся забавные маски, слышится звонкий, заливистый смех. Смелые, столь же частые, сколь и неожиданные тональные сопоставления вызывают представление о пестроте и яркости красок, кажущаяся калейдоскопичность формы рождает ощущение царящего вокруг веселого беспорядка. К задорным возгласам труб присоединяется в конце барабанная дробь повторяющихся секунд…
В основе «Грустной песни» — очень печальная, но и очень простая, без тени сентиментальности (строгая диатоника — ни одного хроматизма) мелодия, сопровождаемая самым «традиционным» аккомпанементом, сперва звучащим внизу, а затем, в репризе, как бы окаймляющим тему двумя крайними регистрами (сложная техническая задача!). И как выразительно оттеняет однообразно-печальное, очень красивое пение одинокого голоса контрастная середина — словно протест, стремление вырваться из круга грустных чувств, настроений! Но попытка оказывается тщетной: остро диссонирующее наложение двух тональностей в соотношении малой секунды (тоники ля мажора и си-бемоль минора) создает прекрасную драматическую кульминацию всего произведения и одновременно представляет удивительно логичный переход к репризному проведению основной мелодии.
Большое художественно-педагогическое достоинство пьес Свиридова — в разнообразии их строения, отсутствии столь частой в детских сборниках стереотипности музыкальной композиции. В «Альбоме» мы встречаемся с построением пьес и в форме периода («Попрыгунья», «Ласковая просьба»), и в трехчастной форме с контрастирующей серединой («Перед сном», «Старинный танец», «Грустная песня») или с развивающей средней частью («Колдун», «Зима»), и в рондообразной форме («Парень с гармошкой»), и в форме типа рондо-сонаты («Музыкальный момент»), и в куплетно-вариационной форме («Колыбельная песенка», «Звонили звоны»), и в более свободных формах («Веселый марш», «Дождик», «Марш на тему М. И. Глинки»).
Важно отметить неожиданность и оригинальность структуры формообразующих ячеек: так, например, пьеса «Зима» начинается со свободного десятитактного проведения темы. Впрочем, оговоримся, что и самые обычные «квадратные» построения неизменно обретают у Свиридова свежесть и самобытность.
Не менее поучительны пьесы Свиридова в отношении практического познания юным пианистом различных средств музыкальной, фортепианной выразительности.
Они изобилуют всевозможными видами мелодических построений — от продолжительного дыхания «вокальной» линии в «Грустной песне» и непрерывной певучести «Зимы» до предельно кратких, концентрированных по выразительности фраз («Упрямец», «Колдун»). Широкое применение получают различные формы мелодического движения: мелодическая фигурация, этюдная, токкатная фактура и т. п.
Многие колористические тонкости наглядно иллюстрируют роль гармонических средств в создании музыкальных образов (взять хотя бы смелый органный пункт на басовых звуках — сперва на ре-бемоле, а затем фа-диезе в «Дождике», столь же смелые наложения гармоний в пьесе «Звонили звоны», «Веселом марше», «Марше на тему М. И. Глинки», «Грустной песне» или нежную, трепетную хроматизацию в «Ласковой просьбе»).
Примечательны при этом ладовые особенности: использование лидийского лада в пьесе «Парень с гармошкой», переменного — в «Ласковой просьбе», политональности при чередовании одних и тех же фраз в ми миноре и до миноре в «Маленькой токкате» — как бы задорном споре двух тональностей за право проведения темы (в кульминационный момент, конечно же, победу одерживает основная тональность пьесы!).
Легко понятной делается маленьким исполнителям и роль ритма в музыкальной образности: своего рода «механичность» его в пьесах «Музыкальный ящик», «Парень с гармошкой», «Маленькая токката» или «Музыкальный момент», «упрямая» остинатность в «Упрямце» и напротив — мягкость линий ритмического рисунка в пьесе «Перед сном»; обращают внимание суровость ритма в «Зиме», острота и упругость его в «Попрыгунье», «Веселом марше». Помимо обычных тактовых размеров используется в сборнике и пятидольный размер («Маленькая токката»).
Пьесы Свиридова помогают познать выразительные возможности различных, в том числе крайних регистров фортепиано. Применение их тоже тесно связано с конкретной образностью сочинений: так, в «Зиме» преобладает густой низкий регистр, а в «Музыкальном ящике» — звонкий высокий.
Наряду с очень убедительным и самобытным претворением традиций (а как важны в музыке для детей и свежесть языка, и опора па лучшие традиции музыкального прошлого!), можно встретить в пьесах Свиридова и приемы стилизации — например, в «Старинном танце», написанном в размере и характере менуэта. Элементы стилизации также относятся к достоинствам сборника — они в состоянии «наглядно» разъяснить самое понятие музыкальных стилей, в подчеркнуто острой форме дать конкретное представление о некоторых из них.
Имеют место и явно нарочитые реминисценции, связанные с классическими шедеврами фортепианной музыки — например, с «Музыкальным моментом» (№ 3) Шуберта в одноименной (конечно, не случайно) пьесе сборника. Но, как у других больших композиторов, возникающие порой отголоски прошлого еще более оттеняют своеобразие музыки Свиридова, давая «по контрасту» особенно ярко почувствовать присущие ей индивидуальные черты.
Если говорить о технически полезных в учебном процессе пианистических «формулах», которые встречаются в «Детском альбоме» Свиридова, то можно упомянуть примеры и пальцевой репетиции, и быстрых гаммообразных построений, и трельного движения, игры двойными нотами, перекрещивания рук с переносом левой руки через две и более октавы, монументальной аккордовой фактуры.
Пьесы помогают и выработке различных штрихов (от полнейшей связности игры до острейшего staccato), учат сопоставлению их в различных комбинациях (иногда с быстрыми переключениями в двигательных приемах), ощущению выразительности динамических оттенков, использованию их широкой амплитуды, одновременному достижению различных уровней громкости в партиях обеих рук и т. п.
Советские писатели, художники, музыканты создали много превосходных произведений для детей. К лучшим образцам детской музыкальной литературы безусловно может быть отнесен «Альбом пьес для детей» Свиридова, представляющий огромный интерес не только в плане обучения юных пианистов, но и в плане их эстетического воспитания на основе восприятия подлинно прекрасных произведений искусства. А в этом, как известно, — одна из важнейших задач развития музыкальной культуры.
Отметим, кстати, что все чаще раздаются в последнее время призывы к обновлению детского педагогического репертуара, ибо успешное, эффективное воспитание и обучение немыслимо вне музыкальной современности. Однако на этом пути реальна опасность засорения репертуара серыми, бледными сочинениями, которыми, увы, так богаты еще выходящие в свет педагогические издания. Нужна не просто новая музыка для детей, нужно приобщение учащихся к тому, что является наиболее ярким, талантливым в современной музыке, к тому, что действительно определяет основные прогрессивные тенденции в развитии искусства наших дней, нужна современная музыкальная классика. Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих сочинений, которые, будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в состоянии учить главному — исполнительскому творчеству, неразлучному с освоением современного музыкального языка, современного художественного мышления. (Пьесы для детей Свиридова освещены более подробно, в частности с точки зрения методики фортепианного обучения, в статье автора этих строк «Альбом пьес для детей» Г. Свиридова» — в сб.: «Вопросы фортепианной педагогики», вып. 3; готовится к печати в издательстве «Музыка».)
Д. Благой. «Фортепианное творчество Свиридова»
Источник: «Георгий Свиридов. Сборник статей». Москва, «Музыка», 1971 г.
