Тарантелла

Категории словаря
Тарантелла / Tarantella

Тарантелла (итал. tarantella) — итальянский танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название насекомого, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом.

Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура (в ранних образцах — и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

Мелодия народной тарантеллы (запись С. Стораче, опубликована в 1753)

Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

Тарантелла из собрания Ф. К. Сида. Испания. 1787

Со временем тарантелла стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер. Как один из самых примечательных танцев Италии, тарантелла описана многими путешественниками 18–20 вв., среди которых А. Л. Ж. де Сталь. И. В. Гёте. Р. М. Рильке писал в письме от 20 февр. 1907: «Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний — и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды» (Rilke R. M., Briefe aus den Jahren 1906 bis 1907, Lpz., 1930, S. 187).

В некоторых операх и балетах 19 в. (Ф. Лахнер, Л. и Ф. Риччи, Э. Вольф-Феррари и др.) тарантелла получает сценическое воплощение (наиболее известен балет Ж. Коралли «La Tarentule», пост. в 1839 в Париже и Лондоне).

Национальная характерность и темпераментная ритмика тарантеллы привлекли к ней внимание западно-европейских (см., напр., финал сонаты для фп. ор. 70 Вебера, No 45 из «Песен без слов» и финал «Итальянской симфонии» Мендельсона, тему гл. партии 1-й части симфонии «Гарольд в Италии» Берлиоза, «Тарантеллу» ор. 43 Шопена, тарантеллу из цикла «Венеция и Неаполь» Листа, вокальные тарантеллы Дж. Россини и Ж. Бизе) и русских (см., напр., «Тарантеллу» для фп. Глинки, 4-ю часть сюиты для 2 фп. ор. 17 Рахманинова, 1-ю вариацию в Па-де-де из 2-го д. «Щелкунчика» и одну из тем «Итальянского каприччио» Чайковского, 1-ю вариацию из 3-го д. «Раймонды» Глазунова) композиторов.

Тарантеллы создавались и как эффектные виртуозные пьесы в духе Perpetuum mobile (например, тарантеллы для скрипки Н. Паганини, Г. Венявского, П. Сарасате, К. Шимановского, С. И. Танеева).

К жанру тарантеллы неоднократно обращались композиторы 20 в. (осн. тема «Празднеств» из «Ноктюрнов» Дебюсси; балетная сюита ор. 130 Регера; «Серенада» для фп., фагота, трубы, скрипки и виолончели ор. 46 Казеллы; «Отклонения на тему» для фп. с оркестром ор. 21 Бриттена; «Грабёж» из балета «Блудный сын» и Т. из «Детской музыки» ор. 65 Прокофьева), иногда — с целью воссоздания местного колорита и времени действия (напр., No 22 — Народный танец из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева).

Ф. Лист. Тарантелла из цикла «Венеция и Неаполь»

В ряде случаев тарантелла оказывалась объектом искусной стилизации, в т. ч. в рамках неоклассицизма (напр., 4-я часть «Пульчинеллы» и 2-я часть сюиты для малого оркестра Стравинского, 2-я часть скрипичной сонаты in E Хиндемита).

Литература: Engel С., Musical myths and facts, v. 2, L., 1876; Heсker J. F. C., Die Tanzwuth, В., 1932; Sасhs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Nettl P., The story of dance music, (N. Y., 1947); Schneider M., La danza de espadas y la tarantela, Barcelona, 1948; Renna R., La tarantella Napoletana, Napoli, 1963.

Т. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Израильская музыка Национальные культуры
Фигурация Термины и понятия

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Имитация Теория музыки
Музыкальная шкатулка Музыкальные инструменты
Иранская музыка Национальные культуры
Похоронный (траурный) марш Музыкальные жанры и формы
Белград музыкальный Национальные культуры
Праздники Церковная музыка
Синтезатор Музыкальные инструменты
Шэн Музыкальные инструменты
Вина Музыкальные инструменты
Гармония Термины и понятия

Реклама