String Sextet (d-moll) «Souvenir de Florence», Op. 70
Одним из последних крупных сочинений Чайковского стал секстет для струнных инструментов «Воспоминание о Флоренции», обдумывавшийся в течение нескольких лет, но написанный в летние месяцы 1890 года (Новая окончательная редакция создана в 1892 году.). Название, данное композитором своему произведению, связано с отголосками итальянских впечатлений в музыке секстета, которые слышатся в плавной кантиленной теме побочной партии первой части и особенно в сладостной певучести Adagio с широко и свободно льющейся первой темой на фоне ритмически размеренных аккордов pizzicato, напоминающих звуки мандолины или гитары. «Итальянским» первым двум частям противопоставлено русское скерцо бойкого плясового характера.
В секстете блестяще проявилось высокое полифоническое мастерство Чайковского. Изложение насыщено разнообразными приемами имитационной и контрастной полифонии, достигающими особой концентрации в динамичном финале. Связующая партия экспозиции изложена в виде шестиголосного фугато, а первая половина репризы представляет собой двойную фугу, в которой соединяются темы главной и связующей партий. Первая тема экспонирована трехголосно с унисонным удвоением каждого голоса, но в дальнейшем все шесть голосов приобретают самостоятельное значение, образуя сложную сеть имитационных сплетений.
Ю. Келдыш