от начальных слов лат. текста "Те Deum laudamus" — "Хвала тебе, боже"; англ. We praise Thee, О God; нем. в пер. М. Лютера Herr Gott, dich loben wir
Хвалебный благодарственный гимн, исполняемый в рамках христианского богослужения (Т. D. входит в состав службы Matutinum, см. Церковная музыка), в торжеств. случаях (посвящение в епископы, священники). Возникновение T. D. относят к 3-4 вв. Мнения об авторстве текста (написанного в подражание псалмам) расходятся: среди возможных имён называют миланского епископа Амвросия (отсюда распространённое назв. - амвросианский гимн), рамесианского епископа Никиту и др. Ранний T. D. - одногол. мелодия с текстом, родственная григорианскому хоралу (см. Григорианское пение). Первый сохранившийся образец двухгол. T. D. относится к кон. 9 в. (приведён в "Musica enchiriadis") и представляет собой параллельный органум. Известный T. D. в стиле фобурдона принадлежит Ж. Беншуа. В 15-16 вв. хоральная мелодия T. D. становится основой для полифонич. композиций в характере мотета (X. Астон, И. Вальтер, О. Лассо, Палестрина и др.), хотя в T. D. этого времени широко используется и аккордовая фактура; осуществляют также T. D. в виде органных переложений.
K. Pеста. Те Deum.
В 17 в. исполнительский состав T. D. увеличился: многоголосный или многохорный, он сопровождался basso continuo (см. Генерал-бас) или оркестром (напр., 24-гол. Те Deum И. Г. Шейна, Те Deum Г. Шюца для двух 4-гол. хоров и инструментов, Те Deum M. Преториуса, а также Я. П. Свелинка, Т. Таллиса, Г. Пёрселла, Ж. Б. Люлли и др.). В целом T. D., связанный с древним гимном только общим текстом, приблизился к праздничной кантате и исполнялся по торжеств. случаям коронаций, выдающихся воен. побед и т. д. (напр., Те Deum Сарти, Генделя). T. D. этого времени состоял из контрастных разделов или самостоят. частей, в к-рых чередовались хоровые и сольные эпизоды, полифонич. и гомофонное изложение (Те Deum Гайдна, Моцарта и др.). T. D. 19 в. характеризуются сквозным симф. развитием, театр. яркостью образов (у Ф. Листа, Г. Берлиоза, А. Дворжака, Дж. Верди, А. Брукнера). Известен случай введения T. D. в оперу (финал 1-го д. оперы "Тоска" Пуччини). К T. D. обращаются мн. композиторы 20 в. (З. Кодай, Р. Воан-Уильямс, Б. Бриттен, Г. Рафаэль, Д. Мийо и др). В рус. православном богослужении произв., аналогичным T. D., является "Тебе бога хвалим" (см., напр., соч. Д. С. Бортнянского).
В. А. Моцарт. Те Deum, К.-V.141.
Литература: Kurthen W., Das Те Deum als Formproblem fьr die musikalische Komposition "Gregoriusblatt", 1911, Bd 36, No 1-6, Wagner R., Das Te Deum, "Gregorianische Rundschau", 1907, Jahrg. 6, его же, Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Bd 3, Lpz., 1921, переизд, Hildesheim - Wiesbaden, 1962; Pascher J., Das Stundengebet der rцmischen Kirche, Mьnch, 1954; Kirsch W., Grundzьge der Те Deum-Vertonungen im 15. und 16. Jahrhundert, в кн.: KongreЯ-Bericht Kassel 1962, Kassel, 1963; eго ж е, Varianten und Fragmente des liturgischen Те Deum-Textes in den mehrstimmigen Kompositionen des 17. und 18. Jahrhunderts, в изд.: Kirchenmu-sikalische Jahrbuch, Bd 48, No 8, 1964; его же, Die Quellen der mehrstimmingen Magnificat- und Te-Deum-Vertonungen bis zur Mitte des 16. Jahrhunderts, Tutzmg, 1966.
Т. С. Кюрегян