Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей

Город
Москва
Год основания
1933
Тип
Эмиль Гилельс в 1940 году

С 9 по 24 мая 1933 года в Большом зале Московской консерватории прошел I Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. Соревнование проходило по четырем специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель и сольное академическое пение. Перед авторитетным жюри, в состав которого вошли А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Г. Нейгауз, М. Ипполитов-Иванов и многие другие выступили 103 участника.

Победителями стали молодые артисты, впоследствии занявшие прочное положение на советской концертной эстраде: Борис Фишман (скрипка), Герц Цомык и Святослав Кнушевицкий (виолончель), Елена Кругликова, Ольга Леонтьева, Зоя Гайдай (сольное пение).

Главной сенсацией конкурса стал 16-летний Эмиль Гилельс, которому единогласно была присуждена первая премия среди пианистов. Его выступление стало таким экстраординарным событием, что его описание можно найти в воспоминаниях многих современников.

«Хорошо помню, как он играл Парафразу Листа на темы из „Свадьбы Фигаро“ Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал…», — писала пианистка, участница этого конкурса Мария Гринберг.

«Я уверен — тот, кому посчастливилось тогда быть среди любителей музыки, заполнивших зал Московской консерватории, на всю жизнь сохранил воспоминание об этом дне как одном из ярчайших впечатлений музыкальной жизни тех лет. Жюри было освобождено от необходимости обсуждать вопрос, кому присудить первую премию; после выступления Эмиля Гилельса этот „вопрос“ перестал быть „вопросом“», — вспоминал композитор Дмитрий Кабалевский.


40 лет со дня открытия I Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей

Это творческое соревнование стало первым широким смотром молодой советской исполнительской школы. В то же время здесь подводились итоги плодотворной работы музыкально-педагогических сил во всех крупных центрах страны: участники были выявлены в результате отборочных прослушиваний в областях и республиках.

Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей был учрежден Народным Комиссариатом просвещения в ознаменование 15-летия Советской власти. В мае 1933 года в Москву съехались молодые пианисты, скрипачи, виолончелисты, певцы. 103 музыканта выступили перед авторитетным жюри.

Лауреатами стали молодые артисты, впоследствии занявшие прочное положение на нашей концертной эстраде. Наиболее ярким открытием конкурса стал победитель соревнования пианистов шестнадцатилетний Эмиль Гилельс, приехавший в Москву из Одессы.

Этот конкурс открыл широкий артистический путь и для таких отличных музыкантов, как пианисты А. Иохелес, В. Разумовская, П. Серебряков, Т. Гутман, скрипачи Б. Фишман и С. Фурер, виолончелисты Г. Цомык и С. Кнушевицкий, певцы Е. Кругликова, 3. Гайдай, Бюль-Бюль, С. Хромченко. Этих молодых исполнителей воспитали наши замечательные педагоги, которые по праву разделили успех своих учеников, — А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Г. Нейгауз, Л. Николаев, С. Фейнберг, А. Ямпольский, Л. Цейтлин, П. Столярский, С. Козолупов, Б. Рейнгбальд, К. Дорлиак, 3. Лодий и другие.

Конкурс 1933 года пользовался широким вниманием общественности. Оценивая его итоги, нарком по просвещению А. С. Бубнов писал: «Только в условиях творческого подъема и энтузиазма, которым охвачен Союз ССР, возможен расцвет целого поколения выдающихся музыкантов, высокое мастерство которых столь ярко обнаружилось на всесоюзном конкурсе. Конкурс явился отражением громадного социалистического роста нашей страны за последние годы, развернувшегося в условиях гигантского укрепления пролетарского государства на основе завоеваний Великой Октябрьской революции. Художественное мастерство и музыкально-вокальные способности молодых музыкантов, воспитавшихся в советских художественных учебных заведениях, свидетельствуют о крупнейших достижениях нашей музыкальной молодежи и являются залогом того, что это советское поколение музыкантов сумеет художественное мастерство сделать орудием строительства коммунизма».

С тех пор прошло 40 лет, и теперь мы с особенным основанием можем утверждать, что Первый конкурс сыграл важнейшую роль в расцвете нашей исполнительской культуры. Как справедливо отмечал тогда композитор М. Ипполитов-Иванов, «конкурс всколыхнул нашу музыкальную ниву, показав, какой богатый запас кадров обеспечивает нам нашу музыкальную будущность».

Будущность, действительно, оказалась в верных руках. Победители наших довоенных конкурсов, выехав вскоре на международные соревнования, доказали, что советское исполнительское творчество занимает передовые позиции. Все эти победы стали возможны благодаря исключительному вниманию и поддержке Советского государства, благодаря практическому осуществлению Ленинского лозунга «Искусство принадлежит народу».

Литература: Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем. М., 1966.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1973 г.

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Брегенцский фестиваль Фестивали, конкурсы, премии
Оперный фестиваль «Россини в Вильдбаде» Фестивали, конкурсы, премии
Сталинская премия Фестивали, конкурсы, премии
Музыкальная премия Эрнста фон Сименса Фестивали, конкурсы, премии
Русские симфонические концерты Фестивали, конкурсы, премии

Реклама