Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.
К. Бальмонт
Композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель Сергей Василенко сложился как творческая индивидуальность в дореволюционные годы. Главной основой его музыкального стиля явилось прочное усвоение опыта русских классиков, но это не исключало живого интереса к овладению новым кругом выразительных средств.
Семья композитора поощряла художественные интересы Василенко. Он занимается основами композиции под руководством талантливого композитора А. Гречанинова, увлекается живописью В. Поленова, В. Васнецова, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова. «Связь музыки с живописью становилась для меня с каждым годом очевиднее», — писал позднее Василенко. Велик был также интерес молодого музыканта к истории, особенно древнерусской. Многое дали для развития художественной индивидуальности годы учебы в Московском университете (1891-95), изучение гуманитарных наук. Большое значение имело сближение Василенко со знаменитым русским историком В. Ключевским.
В 1895-1901 гг. Василенко — студент Московской консерватории. Его наставниками, а затем друзьями становятся виднейшие русские музыканты — С. Танеев, В. Сафонов, М. Ипполитов-Иванов. Через Танеева Василенко познакомился с П. Чайковским. Постепенно его музыкальные связи ширятся: Василенко сближается с петербуржцами — Н. Римским-Корсаковым, А, Глазуновым, А. Лядовым, М. Балакиревым; с музыкальными критиками Н. Кашкиным и С. Кругликовым; со знатоком знаменного распева С. Смоленским. Всегда интересны были встречи с начинавшими свой блистательный путь А. Скрябиным и С. Рахманиновым.
Уже в консерваторские годы Василенко был автором многих сочинений, начало которым положила эпическая симфоническая картина «Три побоища» (1895, по одноименному стихотворению А. К. Толстого). Русское начало главенствует и в опере-кантате «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (1902), и в «Эпической поэме» (1903), и в Первой симфонии (1906), основанной на древнерусских культовых напевах. В дореволюционный период своего творческого пути Василенко отдал дань некоторым характерным течениям современности, особенно импрессионизму (симфоническая поэма «Сад смерти», вокальная сюита «Заклинания» и др.).
Более 60 лет длился творческий путь Василенко, он создал более 200 произведений, охватывающих самые различные музыкальные жанры — от романса и свободной обработки песен многих народов, музыки к спектаклям и кинофильмам до симфоний и опер. Всегда неизменным оставался интерес композитора к русской песне и песням народов мира, углубленный многочисленными путешествиями по России, странам Европы, в Египет, Сирию, Турцию («Маорийские песни», «Старинные итальянские песни», «Песни французских трубадуров», «Экзотическая сюита» и т. п.).
С 1906 г. и до конца жизни Василенко преподавал в Московской консерватории. В его классах сочинения и инструментовки обучалось не одно поколение музыкантов (Ан. Александров, А. В. Александров, Н. Голованов, В. Нечаев, Д. Рогаль-Левицкий, Н. Чемберджи, Д. Кабалевский, А. Хачатурян и др.). В течение 10 лет (1907-17) Василенко был организатором и дирижером популярных Исторических концертов. По дешевизне билетов они были доступны рабочим и студентам, а программы строились так, чтобы охватить все богатство музыки начиная с XVI в. и до современности. Почти 40 лет напряженного творческого труда отдал Василенко советской музыкальной культуре, со всем свойственным ему оптимизмом и патриотизмом. Быть может, с особой силой проявились эти качества в его последней, шестой опере «Суворов» (1942).
Охотно обращался Василенко к балетному творчеству. В лучших своих балетах композитор создавал красочные картины народной жизни, широко претворяя ритмы и мелодии различных народов — испанские в «Лоле», итальянские в «Мирандолине», узбекские в «Акбиляке».
Многонациональный фольклор отразился и в колористически красочных программных симфонических произведениях (симфоническая сюита «Туркменские картины», «Индусская сюита», «Карусель», «Советский Восток» и др.). Национальное начало является ведущим и в пяти симфониях Василенко. Так, «Арктическая симфония», посвященная подвигу челюскинцев, основана на поморских напевах. Василенко был одним из инициаторов создания музыки для русских народных инструментов. Широко известен его Концерт для балалайки с оркестром, написанный для виртуоза-балалаечника Н. Осипова.
Много ярких страниц содержит оригинальная по мелодиям и острым ритмам вокальная лирика Василенко (романсы на ст. В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Бунина, А. Блока, М. Лермонтова).
В творческое наследие Василенко входят также его теоретические и литературные труды — «Инструментовка для симфонического оркестра», «Страницы воспоминаний». Памятны яркие лекторские выступления Василенко перед массовой аудиторией, циклы его лекций о музыке на радио. Художник, верно служивший своим искусством народу, Василенко сам оценил меру своего творчества: «Жить — это значит работать во всю силу своих способностей и возможностей на благо Родины».
О. Томпакова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Василенко Сергей Никифорович (18 (30) III 1872, Москва — 11 III 1956, там же) — русский советский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист РСФСР (1940) и Узбекской ССР (1939). Доктор искусствоведения (1943).
Занимался теорией музыки у А. Т. Гречанинова. Окончил юридический факультет Московского университета (1895), в 1901 — Московскую консерваторию, где учился у С. И. Танеева, M. M. Ипполитова-Иванова и В. И. Сафонова. В это время Василенко был уже автором многих сочинений, в т. ч. симфонической поэмы, струнного квартета, фортепианных пьес и романсов, оперы-кантаты «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (1901). В годы учения дирижировал студенческим оркестром, работал в консерватории помощником В. И. Сафонова в оперном и хоровом классах.
С 1906 преподаватель, с 1907 профессор Московской консерватории по классам инструментовки (в 1932–41 и 1943–56 зав. кафедрой) и композиции. Среди учеников В.: А. В. Александров, A. Н. Александров, Н. С. Голованов, В. В. Нечаев, Л. А. Половинкин, Д. Р. Рогаль-Левицкий и др. В 1907–17 B. проводил в Москве общедоступные исторические концерты, в которых выступал как дирижёр, обрабатывал для них произведения старинной музыки. К участию в этих концертах Василенко привлёк выдающиеся артистические силы.
Музыкально-просветительная деятельность Василенко приобрела особенно широкие масштабы после Великой Oктябрьской социалистической революции. В 1918 он дирижировал симфоническими концертами в различных районах Москвы, в 1919 провёл цикл лекций-концертов в Московском университете. Был одним из организаторов музыкального радиовещания (1925). С 1938 работал в Ташкенте, способствуя развитию профессиональной узбекской музыкальной культуры.
В своём творчестве Василенко опирался на традиции русской классической музыки 19 века и колористические завоевания импрессионизма. Красочность и мастерство оркестровой звукозаписи были наиболее сильными сторонами его произведений. Для Василенко характерен глубокий интерес к русской народной песне, он увлекался поэзией Древней Руси, старинным эпосом. Под руководством С. В. Смоленского изучал древнерусское крюковое пение, образцы которого использовал в некоторых сочинениях (1-я симфония, 1906).
В творчестве предреволюционных лет Василенко отдал дань эстетско-символистским тенденциям (симфоническая поэма «Сад смерти» по О. Уайльду и др.). Особое место в творчестве Василенко занимали образы Востока. Если в ранних произведениях композитора они носили иногда условно-экзотический эстетизированный характер («Экзотическая сюита» для голоса и инструментального ансамбля, 1916, и др.), то непосредственное знакомство с музыкой народов СССР позволило композитору верно и правдиво воспроизвести особенности разных национальных культур.
Василенко принадлежат симфонические, камерные, хоровые и др. произведения, в которых он разрабатывал фольклор народов советского и зарубежного Востока. Также автор обработок русских народных песен. Внёс значительный вклад в музыку для духовых и народных инструментов.
Сочинения:
оперы — опера-кантата Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре (1903, Моск. частная рус. опера), Сын солнца (1929, Большой т-р), Христофор Колумб (1933), Буран (совм. с М. Ашрафи, 1939, Ташкент), Великий канал (совм. с М. Ашрафи, 1941, там же), Суворов (1942, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко); балеты — Нойя (1923), Иосиф Прекрасный (1925, Большой т-р), В солнечных лучах (1926, Одесса), Лола (1943, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), Карусель (1933, Москва), Цыганы (по А. С. Пушкину, 1937, Нар. дом, Ленинград), Акбиляк (1943, Ташкент), Мирандолина (1949, Большой т-р); оперетта — Девушка из кофейни (1938, Свердловск); для солистов, хора и оркестра — кантата к 20-летию Октября (1937); для оркестра — 5 симфоний (в т. ч. 4-я Арктическая, 1934), поэма Сад смерти (1908, по О. Уайльду), симф. сюиты На тему лютневой музыки 16–17 вв. (1914), Зодиак (на темы франц. композиторов 18 в. (1914), 2 Китайские (1928, 1931), Туркменские картины (1931), Советский Восток (1932), Узбекская (1943), Украина (1945), Балетная (Мирандолина, 1946; Сталинская премия, 1947); рапсодии — Красноармейская (1932) и Славянская (1945); концерты с оркестром — для фортепиано (1949), для скрипки (1913, 1952), для виолончели (1944), для арфы (1949), концерт-поэма для трубы (1945), для кларнета (1953), для валторны (1953), для балалайки (1931); для оркестра народных инструментов — сюита В деревне (1943), Колхозная сюита (1953); для домрово-балалаечного оркестра с духовыми инструментами — 3-я симфония (Итальянская, 1934); для голоса и инструментального ансамбля — Экзотическая сюита (1916); камерно-инструментальные произведения; свыше 200 романсов (в т. ч. циклы Заклинания, 1909; Марийские песни, сл. К. Д. Бальмонта, 1913; 6 индусских мелодий, сл. Р. Тагора и С. Н. Василенко); обработки народных песен, в т. ч. 10 русских нар. песен (1929); 8 негритянских и индейских мелодий (1934), и др.; музыка к драматическим спектаклям и фильмам.
Литературные сочинения: Страницы воспоминаний. М.-Л., 1948; Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1–2, М., 1952–59.
Литература: Беляев В., С. Н. Василенко, М., 1927; Сергей Василенко — XXV лет муз. деятельности. Юбилейный сборник статей под ред. В. Яковлева, М., 1927; Pоляновский Г., С. Н. Василенко, М.-Л., 1947; его же, С. Н. Василенко, М., 1964; Фортунатов Ю. A., С. Н. Василенко, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1986.
Г. А. Поляновский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.